Появилось информационное письмо Минфина России от 13 марта 2025 г. N 24-03-09/24756, посвященное вопросам указания одной страны происхождения товара в заявке на участие в закупке в соответствии с Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд”.
Специалисты Минфина России напомнили, что подпунктом “б” пункта 2 части 1 статьи 43 Закона N 44-ФЗ установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира.
Указание нескольких стран происхождения товара в заявке на участие в закупке Законом N 44-ФЗ не предусмотрено.
Наименование страны происхождения товара с учетом подпункта “д” пункта 1 части 2 статьи 51 Закона N 44-ФЗ, абзаца второго пункта 1 статьи 432 Гражданского кодекса РФ является существенным условием контракта.
В этой связи неопределенность по вопросу о стране происхождения закупаемого товара на момент заключения контракта в виду указания в заявке на участие в закупке нескольких стран происхождения товара, из которых может происходить поставляемый товар, будет означать отсутствие достижения соглашения по указанному существенному условию, что в свою очередь является основанием для того, чтобы с учетом положений абзаца первого пункта 1 статьи 432 ГК РФ считать контракт незаключенным.
Учитывая необходимость достижения соглашения по всем существенным условиям контракта его сторонами на момент заключения контракта, Законом N 44-ФЗ по общему правилу установлена необходимость представления участником закупки в заявке на участие в закупке предложения о поставке конкретного товара, обладающего определенными товарным знаком (при наличии), характеристиками и потребительскими свойствами а не возможные варианты таких товарного знака, характеристик и свойств, которые будут определяться на этапе исполнения контракта при приемке товара (например, длина автомобиля “4,69 м” или “5,63 м”, цвет “белый” или “черный”).
Указанный подход реализован в Законе N 44-ФЗ также в отношении наименования страны происхождения товара.
Страна происхождения товара является основополагающим условием для предоставления национального режима в сфере закупок и применения предусмотренных постановлением Правительства РФ от 23 декабря 2024 г. N 1875 “О мерах по предоставлению национального режима при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, закупок товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” “защитных” мер, которые не предусматривают множественности по вопросу о стране происхождения товара, а введение такой множественности повлекло бы риск невозможности надлежащей реализации соответствующей “защитной” меры.
Кроме того, в письме отмечено, что предусмотренное Законом N 44-ФЗ требование об указании в заявке на участие в закупке одной конкретной страны происхождения товара не возлагает на участника закупки обязанность иметь такой товар в наличии на момент подачи заявки, а влечет лишь необходимость принятия участником закупки мер по получению достоверной информации о товаре, который такой участник закупки намеревается предложить заказчику к поставке для удовлетворения потребности заказчика.
В случае если у налогоплательщика имеется несколько средств размещения, включенных в реестр классифицированных средств размещения, но при этом услуги по временному проживанию в одном из указанных средств размещения фактически не оказываются в течение налогового периода, то отражение информации по данному средству размещения за этот налоговой период в налоговой декларации по туристическому налогу не требуется.
Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 13 марта 2025 г. N СД-4-3/2818@.