Какие могут быть признаки налоговой выгоды в отношениях организации с самозанятыми» контрагентами: разъяснения ФНС России

Появилось письмо ФНС России от 16 сентября 2021 г. № АБ-4-20/13183@, в котором дан ответ на вопрос об оценке налоговых рисков в случаях, когда организация – налогоплательщик заключает договор с «самозанятыми» гражданами (плательщиками налога на профессиональный доход).

Как пояснили налоговики, при проведении соответствующих мероприятий налогового контроля инспекция оценивает, ведут ли налогоплательщик и иные лица соответствующую деятельность самостоятельно и на свой риск с использованием собственных достаточных трудовых, производственных и иных ресурсов с принятием управленческих решений органами управления налогоплательщика или, напротив, от имени нескольких формально самостоятельных субъектов осуществляется организационно единая деятельность, координируемая одними и теми же лицами, с задействованием общих материально-технических и (или) трудовых ресурсов и (или) средств индивидуализации.

Также сообщается, что ФНС России разработала проект приказа, который учитывает типовые способы получения необоснованной налоговой выгоды, в том числе при подмене трудовых отношений гражданско-правовыми с “плательщиками НПД”, а также оказании (принятии) услуг и выполнении (принятии) работ “человекоёмких” отраслей.

В проекте в том числе проработан вопрос о характерных признаках применения схем уклонения от налогообложения, подразумевающих привлечение к выполнению работ “плательщиков НПД” в целях подмены трудовых отношений гражданско-правовыми, и соответственно незаконной оптимизации страховых взносов и налога на доходы физических лиц.

В таких случаях одними из признаков подмены трудового договора с физическим лицом договором оказания услуг плательщиком НПД являются:

1) Организационная зависимость “плательщика НПД” от своего “Заказчика”, то есть:

1.1) Регистрация физического лица в качестве плательщика НПД – обязательное условие “Заказчика”;

1.2) “Заказчик” распределяет “плательщиков НПД” по объектам (маршрутам), исходя из производственной необходимости;

1.3) “Заказчик” определяет режим работы “плательщика НПД”, в том числе продолжительность рабочего дня (смены), время отдыха;

1.4) Работник “Заказчика” непосредственно руководит и контролирует работу “плательщика НПД” на объекте (администраторы объектов);

2) Инфраструктурная зависимость “плательщика НПД” от “Заказчика”, то есть “плательщик НПД” выполняет работу полностью материалами, инструментами и оборудованием “Заказчика”;

3) Порядок оплаты услуг “плательщику НПД” и учет оказываемых услуг аналогичен порядку, установленному Трудовым кодексом Российской Федерации.

Указанные признаки характеризуют “плательщика НПД” как лицо, фактически лишенное предпринимательской самостоятельности в ведении своей деятельности.

Появилось постановление Правительства РФ от 22 сентября 2021 г. N 1590 “Об утверждении Правил выдачи разрешения для ввоза на территорию Российской Федерации медицинского изделия для оказания медицинской помощи по жизненным показаниям конкретного пациента”. Постановление вступает в силу с 1 марта 2022 г. и действует до 1 января 2027 г.


Яндекс цитирования