Обзор практики Конституционного Суда РФ за 2017 год: наиболее важные правовые позиции

Появился Обзор практики Конституционного Суда Российской Федерации за 2017 год, в котором приведены наиболее важные решения, принятые Конституционным Судом РФ в 2017 году. Часть из них посвящена вопросам налогообложения.

В частности, Конституционный Суд признал законным взыскание с гражданина – налогоплательщика денежных средств, полученных им в порядке имущественного налогового вычета по НДФЛ, в случае, если для его предоставления не былоо законных оснований. То есть речь идет о ситуации, когда налоговая инспекция предоставила имущественный вычет по НДФЛ по ошибке. В этом случае, как отметили судьи, она вправе в течение трех лет с момента принятия ошибочного решения о предоставлении имущественного налогового вычета взыскать с налогоплательщика эту сумму как неосновательное обогащение.

Если же вычет был предоставлен в связи с противоправными действиями налогоплательщика (например, предоставившего недостоверную информацию), то инспекция имеет право обратиться в суд с требованием о возврате денег в течение трех лет с момента, когда она узнала или должна была узнать о том, что предоставления налогоплательщику имущественного вычета не было законных оснований.

Другой вывод Конституционного Суда касается вопроса о возможности взыскания денежных сумм в счет возмещения вреда, причиненного бюджетам публично-правовых образований, по искам прокуроров и налоговых органов с граждан, которые были осуждены за неуплату налогов организацией или в отношении которых уголовное преследование в связи с совершением таких преступлений было прекращено по нереабилитирующим основаниям.  Судьи признали, что такое взыскание правомерно, но при ряде условий, в частности:
– должны быть установлены все элементы состава гражданского правонарушения, притом что сам факт вынесения обвинительного приговора или прекращения уголовного дела не может расцениваться судом как безусловно подтверждающий виновность граждан в причинении имущественного вреда;
– с таких граждан не могут взыскиваться штрафы за налоговые правонарушения, наложенные на организацию-налогоплательщика;
– вред, причиненный бюджетам публично-правовых образований, в размере подлежащих зачислению в соответствующий бюджет налогов и пеней с граждан, обвиняемых в совершении налоговых преступлений, не может быть взыскан до того, как в ЕГРЮЛ будут внесены сведения о прекращении организации-налогоплательщика либо до того, как суд установит, что эта организация является фактически недействующей и (или) что взыскание с нее либо с лиц, привлекаемых к ответственности по ее долгам, налоговой недоимки и пеней на основании норм налогового и гражданского законодательства невозможно (кроме случаев, когда судом установлено, что организация-налогоплательщик служит лишь “прикрытием” для действий контролирующего ее физического лица)
– при определении размера возмещения вреда, причиненного бюджету публично-правового образования физическим лицом, суд вправе учитывать его имущественное положение (в частности, факт обогащения в результате совершения налогового преступления), степень вины, характер уголовного наказания, а также иные существенные обстоятельства, имеющие значение для разрешения конкретного дела.

Появился приказ Минфина России от 28 декабря 2017 г. N 259н “Об утверждении форм отчетов о расходах и численности работников федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления”.


Яндекс цитирования