Что такое оценка гудвилла?

Что такое оценка гудвилла?

 

Оценку деловой репутации так же называют оценкой гудвилла. Данную оценку можно назвать экзотической по нескольким причинам. Это связано как с новизной самой оценки, так и с её особенностями. Любая компания имеет деловую репутацию или любую другую, но в соответствии с положением гудвилла оценена, может быть лишь деловая репутация, которая была поставлена на баланс. Данная величина может появиться в балансе лишь в том случае, если была произведена покупка иной компании. Стоит заметить, что репутация основной компании не имеет отражения в балансе. Являясь неотчуждаемой собственностью, деловая репутация не может существовать отдельно от предприятия и распоряжаться ей без участия предприятия так же нельзя. Именно эта черта отличает данный вид бухгалтерской отчётности от иных форм.

 

Важной особенностью деловой репутации является отсутствие срока жизни. В принципе отечественная практика говорит о том, что факторы составляющие деловую репутацию  могут приносить прибыль в течении 20 лет после её приобретения. Стоит заметить, что за это время деловая репутация должна в обязательном порядке быть амортизирована за определённый принятый период. Данный период может сказаться на точности исчислений деятельности предприятия, а именно на его финансовом результате. Множество стран ввели различные сроки максимального периода амортизации. Так в Японии это 5 лет, а в Канаде – 40.

 

В США гудвелл так же амортизировали, но со временем по решению SECкомпании стали ежегодно переоценивать НМА, если их акции котируются на открытом рынке. В России такая практика не ведётся, но возможно все изменится. В нормативных документах, как собственно и в методической или научной литературе нет однозначного определения такого понятия как «деловая репутация». Бухгалтерский учёт РФ говорит о том, что деловая репутация учитывается в НМА, при этом она определяется как разница балансовой стоимости организации её обязательств и активов и покупной ценой этой организации. Гудвелл в свою очередь имеет несколько иную форму определения в соответствии, с которой учитывается разница между ценой покупки организации и рыночной стоимостью её активов, то есть справедливой ценой. Причём гудвелл может иметь отрицательный показатель, если стоимость покупки организации выше стоимости её активов. Считается, что превышение стоимости предприятия может привести к более высоким уровням прибыли, если использовать более эффективные технологии, системы управления и так далее.

 

Деловая репутация имеет несколько активов таких как:

  • Неотделимые от компании, в общем, нематериальные активы. В их число входят положительная репутация товаров обученный персонал, клиентские базы, качество обслуживания, доверие потребителей и партнёров и так далее;
  • Неотделимые от сотрудников нематериальные активы. Тут все сводится к профессиональным качествам каждого сотрудника компании и владельцев в частности;
  • А так же нематериальные активы, которые имеют возможность отделения от компании. В число таких активов входят торговые марки, которые зарекомендовали себя и стали узнаваемыми, лицензии, патенты, авторские права, базы данных клиентов, а так же уникальные или долгосрочные контракты.

Нематериальные активы не могут создавать финансовые потоки но обязательно учитываются в их формировании и создании. В обязанности оценщика входит проведение точного анализа и расчётов, выявление возможных рисков и так далее.

 

Стоимость деловой репутации может быть выявлена двумя способами. Первым является оценка репутации компании как дополнительный источник дохода. Второй это учёт величины конкретных сделок.


Яндекс цитирования