Появилось кассационное определение Судебной коллегии по административным делами Верховного Суда РФ от 1 июня 2017 г. N 74-КГ17-6, в котором рассмотрен вопрос оспаривания организацией акта проверки и предписания, вынесенного в отношении нее государственной инспекцией труда.
У организации произошел несчастный случай на производстве, в связи с чем трудовая инспекция провела в отношении нее проверку на предмет соблюдения требований трудового законодательства и вынесла предписание об устранении нарушений. Не согласившись с предписанием, организация обжаловала его в порядке административного судопроизводства, подав в суд административной исковое заявление.
Суды нижестоящих инстанций посчитали, что дело должно рассматриваться в порядке не административного, а гражданского судопроизводства и отказали в принятии заявления.
В итоге суд высшей инстанции не согласился с ними. Судьи указали, что в порядке административного судопроизводства проверяются документы (акты) властно-распорядительного характера, которые содержат обязательные предписания, распоряжения. Предписание трудовой инспекции относится к таким документам, поскольку в соответствии с Трудовым кодексом РФ инспекция труда наделена полномочиями по государственному надзору за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, в том числе посредством проверок и выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений.
Таким образом, предписания трудовой инспекции, которые нарушают права работодателей, необходимо обжаловать путем подачи административного искового заявления.
Размер удержаний из заработной платы и других доходов должника рассчитывается исходя из суммы, которая остается после удержания из ее работодателем налога на доходы физических лиц. Такой вывод содержится в письме Минфина России от 15 мая 2017 г. N 03-04-06/29506.