В письме от 7 ноября 2024 г. N АБ-4-20/12720@ ФНС России обратила внимание изготовителей и пользователей контрольно-кассовой техники (ККТ) на некоторые нюансы, связанные с ее применением.
Налоговики отметили, что согласно пункту 8 статьи 4.7 Федерального закона от 22.05.2003 N 54-ФЗ “О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении расчетов в Российской Федерации” все реквизиты, содержащиеся на кассовом чеке или бланке строгой отчетности, должны быть четкими и легко читаемыми в течение не менее шести месяцев со дня их выдачи на бумажном носителе.
По данным Российской ассоциации производителей кассовой техники (РАПКаТ) в начале кассовой реформы изготовители ККТ разработали настройки ККТ, которые позволяли формировать кассовый чек удобочитаемым шрифтом размером не менее 2-х мм с целью соблюдения прав потребителей.
Такие параметры шрифта подтверждаются правоприменительной практикой.
В частности, в постановлении Четвертого арбитражного апелляционного суда от 15.02.2018 N 04АП-130/2018 по делу N А19-20171/2017 отмечено, что размер шрифта официального издания, составляющий не менее 2 мм, обеспечивает удобочитаемость текста с целью соблюдения прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации от 07.02.1992 N 2300-I “О защите прав потребителей”.
Кроме того, согласно техническому регламенту Таможенного союза ТР ТС 022/2011 “Пищевая продукция в части ее маркировки” маркировка пищевой продукции должна быть понятной, легкочитаемой, надписи, знаки, символы должны быть контрастными фону, на который нанесена маркировка, наименование пищевой продукции, ее состав и количество указываются шрифтом высотой не меньше 2 мм.
Однако от пользователей ККТ начали поступать требования к изготовителям ККТ предусмотреть возможность изменять параметры шрифта и межстрочного интервала в сторону их максимального уменьшения.
Данную функцию пользователи ККТ начали применять для максимального уменьшения размера шрифта обязательных реквизитов чека, что привело к плохой читаемости информации на кассовых чеках и жалобам со стороны покупателей на несоблюдение прав потребителей на получение полной информации в соответствии с требованиями Закона РФ от 07.02.1992 N 2300-I “О защите прав потребителей”.
Также пользователи ККТ начали использовать бумагу более низкого качества, у которой состав и плотность существенно ниже рекомендованной изготовителями ККТ для своих моделей ККТ, но стоимость которой ниже. Это привело к тому, что информация на кассовом чеке становилась нечитаемой гораздо быстрее сроков, установленных Законом N 54-ФЗ.
Таким образом, пользователи ККТ используют возможность изменения размера шрифта в ущерб правам и законным интересам потребителя, а также закупают более бюджетную чековую ленту, более тонкую, с низкокачественным термослоем, на которой текст шрифтом высотой менее 2-х мм становится плохо читаемым.
ФНС России на регулярной основе проводит встречи с представителями бизнеса, их союзами и ассоциациями, на которых рассматриваются актуальные вопросы, касающиеся применения ККТ при осуществлении расчетов, в том числе вопросы по сокращению расхода чековой ленты.
В этих целях при проведении кассовой реформы по внедрению ККТ, осуществляющей передачу фискальных данных в налоговые органы через операторов фискальных данных, ФНС России были учтены пожелания пользователей ККТ по минимизации расхода кассовой ленты:
- Предоставление пользователям ККТ возможности осуществлять расчеты со своими покупателями без выдачи кассовых чеков на бумаге при условии согласия покупателя на формирование кассового чека только в электронной форме и направлении его покупателю на номер телефона или адрес электронной почты. По данным ФНС России данная мера уже сократила использование кассовой ленты на 27 процентов, таким образом сократив расходы пользователей ККТ;
- Право не выдавать кассовый чек на бумаге в случае получения от покупателя согласия на передачу ему электронных чеков через сервис “Мои чеки онлайн” и указания в чеках номера телефона или адреса электронной почты такого покупателя до момента расчета. Такое согласие можно получить вместе с представлением покупателем номера телефона или адреса электронной почты при предварительном заказе или бронировании товара, при получении карты покупателя, а также при реализации пользователем иных мер стимулирования покупателей. Соответствующее регулирование вступает в силу 01.03.2025. Данная мера по оценкам ФНС России стимулирует пользователей ККТ к дополнительному сокращению использования кассовой ленты на 10 процентов;
- Изменены форматы фискальных документов, которые позволяют сократить реквизитный состав кассового чека на бумаге, в том числе объединить одинаковые позиции маркированного товара до одной позиции в кассовом чеке, отказаться от печати отчетов об открытии и закрытии смены. Данная мера, по оценкам ФНС России, сократит размер существующих кассовых чеков на 15 процентов.
Таким образом, в результате нормативного регулирования минимизация расхода на кассовую ленту составляет более 50 процентов.
По расчетам ФНС России на один кассовый чек в среднем расходы на кассовую ленту составляют менее 0,01 процента от выручки одного чека.
В связи с изложенным ФНС России рекомендует изготовителям ККТ привести в соответствие программное обеспечение ККТ, позволяющее для пользователей ККТ осуществлять печать обязательных реквизитов с параметрами высоты символов (строчные буквы) не менее 2 мм, интервалом между строками символов не менее 0,5 мм, контрастностью символов не менее 40%. Пользователям ККТ предлагается использовать для достижения контрастности символов не менее 40% качественную бумагу, рекомендованную изготовителем ККТ на данную модель ККТ.
Согласно пункту 2 статьи 1.2 Закона N 54-ФЗ при осуществлении расчета пользователь обязан выдать кассовый чек или бланк строгой отчетности на бумажном носителе и (или) в случае предоставления покупателем (клиентом) пользователю до момента расчета абонентского номера либо адреса электронной почты направить кассовый чек или бланк строгой отчетности в электронной форме покупателю (клиенту) на предоставленные абонентский номер либо адрес электронной почты (при наличии технической возможности для передачи информации покупателю (клиенту) в электронной форме на адрес электронной почты), если иное не установлено Законом N 54-ФЗ.
В настоящее время существует техническая возможность для пользователя при осуществлении расчета на моделях ККТ отключать печатающий механизм ККТ и не печатать кассовый чек на бумажном носителе, не заполняя при этом абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю, что ведет к нарушению пользователем ККТ норм Закона N 54-ФЗ.
В этой связи, учитывая проектируемые изменения в форматы фискальных документов, ФНС России рекомендует изготовителям ККТ привести программное обеспечение ККТ в соответствие с нормами Закона N 54-ФЗ, исключая возможность для пользователя ККТ одновременно отключать печатающий механизм ККТ, не печатать кассовый чек на бумажном носителе и не заполнять абонентский номер либо адрес электронной почты покупателя для последующего направления электронного кассового чека покупателю.
В соответствии с пунктом 5 статьи 53 Федерального закона “О занятости населения в Российской Федерации” от 12.12.2023 N 565-ФЗ в обязанности работодателя входит информирование государственной службы занятости о введении (об изменении, отмене) режима неполного рабочего дня (смены) и (или) неполной рабочей недели, о простое, о временном переводе (об изменении, отмене решения о временном переводе) работников на дистанционную (удаленную) работу по инициативе работодателя в исключительных случаях, предусмотренных трудовым законодательством, о применении в отношении работодателя процедур несостоятельности (банкротства) работодатель обязан проинформировать государственную службу занятости в течение трех рабочих дней после принятия решения о проведении соответствующих мероприятий.
Информация подается по форме N 3 утвержденной приказом Минтруда России от 16.04.2024 года N 195н.
Такие разъяснения приведены в письме Министерства труда и социальной защиты РФ от 29 ноября 2024 г. N 16-3/ООГ-2080.