Задолженность по налогам могут взыскать с аффилированного лица

Законодательство позволяет налоговой инспекции взыскивать в судебном порядке недоимку по налогам, которая числится за основным обществом, с его дочернего общества или недоимку, которая числится за дочерним обществом, с основного общества.

Такое взыскание возможно при наличии одного из двух условий:

  • выручка от реализации товаров (работ, услуг) основного общества поступает на банковские счета дочернего общества или наоборот;
  • после назначения налоговой проверки дочернее общество передало основному обществу (или основное общество дочернему обществу) деньги или иное имущество, что привело к невозможности взыскания недоимки по налогам соответственно с дочернего или с основного общества (подпункт 2 пункта 2 статьи 45 Налогового кодекса РФ).

В одном из дел Верховный Суд РФ пришел к выводу о правомерности взыскания недоимки по налогам, которая числилась за одним хозяйственным обществом (ЗАО), с другого общества (ООО), установив факт их взаимозависимости и аффилированности. В конкретной ситуации эти обстоятельства подтверждались тем, что общества имели общего учредителя и генерального директора, один фактический адрес, контактные телефоны, информационный сайт, вид деятельности. Кроме того, действия ЗАО были направлены на перевод активов и персонала в ООО, а также на передачу ему прав по действующим хозяйственным договорам.

Таким образом, как отметил суд, налоговая инспекция доказала совокупность условий, при которых взыскание налоговой задолженности производится с зависимого лица, получившего от должника весь бизнес, включая основные активы и рабочий персонал (определение Верховного Суда РФ от 2 ноября 2015 г. N 305-КГ15-13737).

Организация может применять простую или усиленную неквалифицированную электронную подпись при оформлении первичных документов. Это имеет отношение как к электронным первичным документам, которые формируют внутренний документооборот юридического лица (речь идет, например, о табелях учета рабочего времени, приходных ордерах и пр.), так и к тем документам, которые используются при оформлении хозяйственных операций с контрагентами. В последнем случае нужно заключить соглашение с контрагентом, в котором будет предусмотрен порядок использования электронной подписи.

А вот при оформлении счетов-фактур и отправке в налоговую инспекцию отчетности в электронном виде необходимо применять усиленную квалифицированную электронную подпись (письмо Минфина России от 11 января 2016 г. № 03-03-06/61).


Яндекс цитирования