ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН Об обеспечении для граждан Российской Федерации конституционного права на определение и указание национальной принадлежности

Вносится членом Совета Федерации

Ж.Я.Ивановой

 

                             Проект № 713185-6

              

 

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 

Об обеспечении для граждан Российской Федерации

конституционного права на определение и указание

национальной принадлежности  

 

 

 

Право каждого на определение и указание своей национальной принадлежности закреплено в Конституции Российской Федерации со дня                  ее принятия.

Являясь одним из главных признаков самоидентификации любого человека, национальная принадлежность гражданина Российской Федерации, – желающего ее определить, указать и в установленном порядке получить подтверждение такого указания в соответствующем официальном документе, –               в Российской Федерации не только воспринимается в качестве одной                       из важнейших ценностных категорий для отдельной личности, но и выступает гарантом сохранения самобытности каждой национальной (этнической) общности многонационального народа Российской Федерации и одновременно способствует гармонизации межнациональных (межэтнических) отношений                     в стране и укреплению единства российской нации в целом.    

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

В соответствии с Конституцией Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает порядок реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации                                на определение и указание своей национальной принадлежности, а также   права родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности             их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации.

Статья 2. Принципы реализации права совершеннолетних

                 дееспособных граждан Российской Федерации

                 на определение и указание

                 своей национальной принадлежности и права родителей

                 либо единственного родителя (иного законного

                 представителя) на определение и указание национальной

                 принадлежности детей (несовершеннолетних

                 подопечных) – граждан Российской Федерации

Реализация права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности или права родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности               их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации основываются на принципах:

1) сочетания свободы и осознанности личного волеизъявления совершеннолетнего дееспособного гражданина при отнесении себя                                     к определенной национальной (этнической) общности;

2) разумной обоснованности согласованного решения родителей либо решения единственного родителя или иного законного представителя   (опекуна, попечителя) ребенка при отнесении данного ребенка                                         к определенной национальной (этнической) общности;  

3) сочетания личной инициативы с государственной поддержкой;

4) уважения языка, культуры, традиций и обычаев граждан различных национальных (этнических) общностей;

5) применения общепризнанных наименований национальных (этнических) общностей;    

6) обоснованного сочетания при определении национальной принадлежности лица соответствующего субъективного желания                                  с объективными критериями такого определения;  

7) персонального (единичного) характера процедуры отнесения каждого лица к определенной национальной (этнической) общности;  

8) единственности обозначения национальной (этнической) общности,             к которой отнесено лицо (в случае, если определение и указание национальной принадлежности данного лица влечет совершение юридически значимых действий, связанных с таким определением и указанием, включая оформление соответствующих документов уполномоченными государственными или муниципальными органами);

9) судебного порядка разрешения споров, связанных с определением и указанием национальной принадлежности в письменном (печатном) виде;

10) преемственности и солидарности поколений;

11) законности.

Статья 3. Основные формы реализации

                 права совершеннолетних дееспособных

                 граждан Российской Федерации на определение

                 и указание своей национальной принадлежности

                 и права родителей либо единственного родителя

                 (иного законного представителя) на определение

                 и указание национальной принадлежности детей

                 (несовершеннолетних подопечных) – граждан

                 Российской Федерации

  1. Основными формами реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности и права родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации являются:

1) устное волеизъявление совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации об определении своей национальной принадлежности или устное волеизъявление родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) об определении национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации (далее также – устное определение национальной принадлежности);

2) определение и указание по инициативе совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации его национальной принадлежности в письменном (печатном) виде или определение и указание         в письменном (печатном) виде по инициативе родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации (далее также – письменное определение и указание национальной принадлежности).

  1. Устное определение национальной принадлежности не влечет совершения юридически значимых действий, связанных с таким определением, (в том числе оформления соответствующих документов уполномоченными государственными или муниципальными органами).  
  2. Письменное определение и указание национальной принадлежности осуществляется:

1) по инициативе совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации об определении и указании его национальной принадлежности в письменном (печатном) виде:

а) посредством проставления в порядке, установленном в соответствии               с настоящим Федеральным законом, отметки о национальной принадлежности данного лица в основном документе, удостоверяющем его личность                                        на территории Российской Федерации, – паспорте гражданина Российской Федерации (далее – паспорт гражданина Российской Федерации);

б) иным способом, если это предусмотрено федеральным законом или                 в случае, предусмотренном федеральным законом, – законом субъекта Российской Федерации;

2) по инициативе родителей либо единственного родителя (иного                             законного представителя) об определении и указании в письменном (печатном) виде национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации посредством заполнения               в порядке, установленном законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния, соответствующей графы в свидетельстве о рождении данного ребенка (несовершеннолетнего подопечного).

Статья 4. Объективные критерии реализации

                 права совершеннолетних дееспособных

                 граждан Российской Федерации на определение

                 и указание своей национальной принадлежности

                 и права родителей либо единственного родителя

                 (иного законного представителя) на определение

                 и указание национальной принадлежности детей

                 (несовершеннолетних подопечных) – граждан

                 Российской Федерации

Если иное не установлено вступившим в законную силу решением суда, объективными критериями реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности и права родителей либо единственного родителя (иного законного представителя) на определение и указание национальной принадлежности их ребенка (несовершеннолетнего подопечного) – гражданина Российской Федерации (далее – объективные критерии определения национальной принадлежности) в отношении лица, национальная принадлежность которого определяется и указывается, являются родной язык, традиции и обычаи, культура, религия, родство и родственные связи, проживание в соответствующей этнокультурной среде, а также иные объективные критерии определения национальной принадлежности, предусмотренные федеральным законом.

Статья 5. Основные требования к отметке

                 о национальной принадлежности

                 совершеннолетнего дееспособного гражданина

                 Российской Федерации, проставляемой в его паспорте

                 гражданина Российской Федерации

  1. Отметка о национальной принадлежности совершеннолетнего дееспособного гражданина Российской Федерации, проставляемая в его паспорте гражданина Российской Федерации (далее – отметка                               о национальной принадлежности лица), имеет общую форму и индивидуальный регистрационный номер.
  2. Общая форма отметки о национальной принадлежности лица утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики                                         и нормативно-правовому регулированию в сфере миграции, правоприменительные функции, функции по федеральному государственному контролю (надзору) и предоставлению (исполнению) государственных услуг (функций) в сфере миграции (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции).
  3. Индивидуальный регистрационный номер присваивается отметке                         о национальной принадлежности лица территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в соответствии с настоящим Федеральным законом, и помещается на штампе (клише), изготовляемом для последующего проставления указанной отметки в паспорт гражданина Российской Федерации, на стадии изготовления указанного штампа (клише).      

Статья 6. Основание и порядок проставления отметки

                 о национальной принадлежности лица

  1. Основанием для проставления отметки о национальной принадлежности лица, являются письменное заявление данного лица                         о проставлении такой отметки, поданное в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, указанный                 в части 4 настоящей статьи, и согласование данным территориальным органом указанного заявления.
  2. Форма указанного в части 1 настоящей статьи заявления                               о проставлении отметки о национальной принадлежности лица, порядок подачи данного заявления и порядок его согласования территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  3. К заявлению о проставлении отметки о национальной принадлежности лица, указанному в части 1 настоящей статьи, прилагаются копия свидетельства о рождении данного лица, а в случае принятия в отношении             его решения суда, указанного в пункте 4 или в пункте 5 части 1                             статьи 7 настоящего Федерального закона либо в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона, – также заверенная в установленном порядке копия данного решения.
  4. Указанные в частях 1 и 3 настоящей статьи заявление о проставлении отметки о национальной принадлежности лица и прилагаемые к нему документы подаются данным лицом в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту жительства данного лица. В случае отсутствия у лица места жительства такое заявление подается             в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту его пребывания. В случае отсутствия у лица места жительства и места пребывания такое заявление подается в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по месту его фактического нахождения.  
  5. Одновременно с заявлением о проставлении отметки о национальной принадлежности лица, указанным в части 1 настоящей статьи, и прилагаемыми           к нему документами, указанными в части 3 настоящей статьи, данным лицом предъявляются его паспорт гражданина Российской Федерации и свидетельство о рождении.
  6. На основании заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, и при отсутствии ограничений на проставление отметки о национальной принадлежности лица, предусмотренных статьей 7 настоящего Федерального закона, территориальный орган федерального органа исполнительной власти                   в сфере миграции согласовывает указанное заявление и в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции, присваивает предстоящей (подлежащей проставлению) отметке                   о национальной принадлежности данного лица индивидуальный регистрационный номер.
  7. О согласовании заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, и индивидуальном регистрационном номере предстоящей (подлежащей проставлению) отметки о национальной принадлежности лица, данное                           лицо извещается соответствующим территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции по форме, в срок и в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
  8. Несогласование территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, поданного с соблюдением порядка, установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом, не допускается, за исключением случаев наличия обстоятельства, следствием которого является временное ограничение на проставление отметки о национальной принадлежности лица, предусмотренное частью 1 статьи 7 настоящего Федерального закона.
  9. После получения извещения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о согласовании заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, и индивидуальном регистрационном номере предстоящей (подлежащей проставлению) отметки о национальной принадлежности лица гражданин Российской Федерации вправе обратиться                         в организацию, уполномоченную указанным территориальным органом                   на изготовление индивидуальных штампов (клише) отметок о национальной принадлежности лица (далее – уполномоченная организация), с заявлением                     о заключении договора об изготовлении индивидуального штампа (клише) предстоящей (подлежащей проставлению) отметки о национальной принадлежности лица и о последующей доставке данного штампа (клише)                     в указанный территориальный орган (далее – договор об изготовлении и доставке).
  10. Перечень уполномоченных организаций на территории соответствующего субъекта Российской Федерации устанавливается территориальным органом федерального органа исполнительной власти                       в сфере миграции на основании критериев отбора таких организаций, утвержденных федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в соответствии с законодательством Российской Федерации.
  11. Примерная (рекомендуемая) форма договора об изготовлении и доставке утверждается   федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.
  12. Изготовленный уполномоченной организацией индивидуальный штамп (клише) отметки о национальной принадлежности лица в трехдневный срок со дня его изготовления направляется указанной организацией                           в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в порядке, установленном данным территориальным органом.  
  13. Если иное не предусмотрено федеральным законом, изготовление для гражданина Российской Федерации на основании заключенного им договора об изготовлении и доставке индивидуального штампа (клише) отметки                     о национальной принадлежности лица и последующее направление данного штампа (клише) в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляются уполномоченной организацией за счет собственных средств указанного гражданина.
  14. Правительством Российской Федерации могут быть установлены предельные размеры платы за изготовление уполномоченной организацией индивидуального штампа (клише) отметки о национальной принадлежности лица по договору об изготовлении и доставке и (или) платы по указанному договору за доставку уполномоченной организацией указанного штампа (клише) в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.  
  15. После получения территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции изготовленного уполномоченной организацией индивидуального штампа (клише) отметки о национальной принадлежности лица, указанный территориальный орган извещает соответствующего гражданина Российской Федерации о готовности проставления в его паспорт гражданина Российской Федерации указанной отметки.
  16. Форма и порядок извещения, указанного в части 15 настоящей статьи,                                 устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
  17. После извещения территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции гражданина Российской Федерации           о готовности проставления в его паспорт гражданина Российской Федерации отметки о национальной принадлежности лица данная отметка проставляется               уполномоченным должностным лицом указанного территориального органа                     в указанном паспорте в случае его представления указанным гражданином                   в день его прибытия в указанный территориальный орган.
  18. Порядок проставления отметки о национальной принадлежности лица в паспорте гражданина Российской Федерации утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  19. После проставления в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции отметки о национальной принадлежности лица в паспорте гражданина Российской Федерации данного лица индивидуальный штамп (клише) указанной отметки подлежит хранению                       в указанном территориальном органе в течение срока и в порядке, установленным федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.                                            

Статья 7. Временные ограничения на проставление отметки

                 о национальной принадлежности лица

  1. Временное ограничение на проставление отметки о национальной принадлежности лица в паспорт гражданина Российской Федерации применяется в отношении гражданина Российской Федерации:

1) который не является полностью дееспособным;

2) которым не соблюден порядок реализации права совершеннолетних дееспособных граждан Российской Федерации на определение и указание своей национальной принадлежности, установленный в соответствии                               с настоящим Федеральным законом;

3) в заявлении которого о проставлении отметки о национальной принадлежности, указанного в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, содержится определение и указание национальной принадлежности, отличающейся от национальной принадлежности данного лица, указанной              в его свидетельстве о рождении, и при этом в отношении его не имеется вступившего в законную силу решения суда, указанного в части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона;

4) которому территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции отказано в согласовании заявления             о проставлении отметки о национальной принадлежности лица, указанного               в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, вследствие явного несовпадения объективных критериев определения национальной принадлежности данного гражданина с выраженным им в указанном заявлении                           соответствующим волеизъявлением о письменном определении и указании своей национальной принадлежности, и при этом не имеется вступившего                             в законную силу решения суда о признании указанного отказа необоснованным;

5) в отношении которого осуществляется гражданское судопроизводство по делу особого производства об установлении юридического факта определения и указания или изменения его национальной                       принадлежности либо объективных критериев определения национальной принадлежности либо административное судопроизводство по делу об обжаловании отказа территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции в согласовании заявления                         данного гражданина о проставлении отметки о национальной принадлежности лица, указанного в части 1 статьи 6 настоящего Федерального                                 закона, – до вступления в законную силу соответствующего решения суда об установлении указанного юридического факта либо о признании указанного отказа необоснованным.  

  1. Заявления о проставлении отметки о национальной                           принадлежности лица, указанные в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, поданные гражданами, указанными в части 1 настоящей статьи,                   либо иные заявления соответствующего характера и содержания,                               не предусмотренные в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат отклонению территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции с указанием основания такого отклонения.
  2. После прекращения или устранения обстоятельств, являющихся основанием для отклонения поданного гражданином Российской Федерации заявления о проставлении отметки о национальной принадлежности лица, указанного в части 1 статьи 6, указанный гражданин вправе обратиться с таким заявлением повторно в порядке, установленном в соответствии с настоящим Федеральным законом.  

 

Статья 8. Разрешение коллизий, связанных

                 с указанием в документах

                 различной национальной принадлежности лица

  1. В случае, если совершеннолетний дееспособный гражданин Российской Федерации желает определить и указать свою национальную принадлежность, отличную от указанной в его свидетельстве                                                                     о рождении, подача им заявления о проставлении отметки о национальной принадлежности лица, указанного в части 1 статьи 6 настоящего Федерального закона, допускается после вступления в законную силу решения суда                                             по гражданскому делу особого производства об установлении факта изменения его национальной принадлежности.
  2. В случае вступления в законную силу решения суда, указанного                     в части 1 настоящей статьи, гражданин Российской Федерации,                                             в отношении которого вынесено данное решение, вправе обратиться                             в соответствии с законодательством Российской Федерации об актах гражданского состояния в соответствующий орган записи актов                       гражданского состояния с заявлением о выдаче ему нового свидетельства                                     о рождении.

Статья 9. Порядок аннулирования отметки

                 о национальной принадлежности лица

                 и порядок проставления новой отметки

                 о национальной принадлежности лица

  1. По письменному заявлению гражданина Российской Федерации,                       в паспорте которого проставлена отметка о национальной принадлежности лица, данная отметка может быть аннулирована, либо указанному гражданину взамен имеющегося у него паспорта гражданина Российской Федерации                   в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, может быть выдан новый паспорт гражданина Российской Федерации без указанной отметки.
  2. Форма и порядок подачи гражданином Российской Федерации заявления, указанного в части 1 настоящей статьи, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  3. Аннулирование в паспорте гражданина Российской Федерации отметки о национальной принадлежности лица осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти                     в сфере миграции в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  4. Отметка об иной национальной принадлежности лица может быть проставлена в паспорт гражданина Российской Федерации, в котором отсутствуют отметка о национальной принадлежности лица либо запись                об аннулировании такой отметки.
  5. В случае выдачи гражданину Российской Федерации нового паспорта гражданина Российской Федерации взамен ранее имевшегося у него паспорта гражданина Российской Федерации в связи с аннулированием в ранее имевшемся у него паспорте гражданина Российской Федерации отметки                   о национальной принадлежности лица либо выдачи указанному гражданину нового паспорта гражданина Российской Федерации в целях проставления отметки об иной национальной принадлежности лица соответствующие расходы по выдаче указанному гражданину нового паспорта гражданина Российской Федерации возлагаются на указанного гражданина.

Статья 10. Заключительные и переходные положения

  1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении девяноста дней после дня его официального опубликования и применяется до введения в действие федерального закона об основных документах, удостоверяющих личность гражданина Российской Федерации.
  2. Часть 13 статьи 6 настоящего Федерального закона не подлежит применению в случае вступления в силу федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон от 1 декабря 2014 года № 384-ФЗ                                     «О федеральном бюджете на 2015 год и на плановый период 2016                                                                            и 2017 годов» или федерального закона о федеральном бюджете на следующий очередной финансовый период, предусматривающих расходы за счет средств федерального бюджета на выполнение мероприятий, связанных                                     с изготовлением форм отметок о национальной принадлежности лица.    

         Президент

Российской Федерации                                                                    

 

 


Яндекс цитирования