В письме от 29 января 2024 г. N ШЮ-4-13/796@ ФНС России разъяснила некоторые нюансы, касающиеся работы территориальных налоговых органов по вопросам осуществления налогового контроля в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Налоговики отметили, что в статье 105.3 Налогового кодекса РФ закреплен общепринятый принцип “вытянутой руки”, в соответствии с которым цены в сделках между взаимозависимыми лицами должны соответствовать ценам в сопоставимых сделках между независимыми лицами, которые в силу абзаца 3 пункта 1 статьи 105.3 НК РФ признаются рыночными для целей налогообложения.
При этом пунктом 2 статьи 105.3 НК РФ полномочия по определению рыночных цен для целей налогообложения в сделках между взаимозависимыми лицами (сделках, приравненных к таковым) отнесены к компетенции ФНС России.
В статье 105.14 НК РФ отражены виды сделок, подпадающие под налоговый контроль цен со стороны ФНС России, такие сделки признаются контролируемыми.
Согласно положениям статьи 105.16 НК РФ контролируемые сделки отражаются налогоплательщиками в уведомлениях о контролируемых сделках, которые представляются в налоговые органы по месту их нахождения (месту жительства). Информация о контролируемых сделках, выявленных налоговыми органами и не указанных налогоплательщиками в уведомлениях, направляется в ФНС России в форме извещения о контролируемых сделках.
Специалисты ФНС России подчеркнули, что сделка признается контролируемой в силу положений НК РФ; если она не отражается в уведомлении или отсутствует в извещении, это не влияет на признание ее контролируемой.
На основании уведомления или извещения ФНС России вправе назначить и провести проверку полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами.
Также ФНС России обратила внимание, что абзацем 4 пункта 1 статьи 105.17 НК РФ прямо установлено, что контроль соответствия цен, примененных в контролируемых сделках, рыночным ценам не может быть предметом выездных и камеральных налоговых проверок.
Таким образом, полномочия территориальных налоговых органов в области налогового контроля цен законодательно ограничены приемом уведомлений, контролем корректности и полноты их заполнения, привлечением налогоплательщиков к ответственности в случае выявления нарушений при заполнении уведомлений, формированием извещений при выявлении неотраженных в уведомлениях сделок, а также сопутствующими полномочиями технического характера (сбор данных для статистической налоговой отчетности, истребование документов (информации) по поручениями ФНС России в порядке статьи 93.1 НК РФ и т.д.).
Следовательно, территориальные налоговые органы не наделены полномочиями по определению рыночных цен в контролируемых сделках для целей налогообложения и не вправе самостоятельно (без поручения ФНС России) проводить контрольные мероприятия по вопросам соответствия цен в контролируемых сделках рыночным ценам.
Однако это ограничение не оказывает влияния на иные полномочия территориальных налоговых органов.
В частности, в случае получения достоверных доказательств наличия в действиях налогоплательщика в рамках контролируемой сделки обстоятельств, предусмотренных статьей 54.1 НК РФ, территориальный налоговый орган вправе пересмотреть налоговые обязательства по указанной сделке с учетом подходов, изложенных в письме ФНС России от 10.03.2021 N БВ-4-7/3060@.
В случае если сделка по приобретению недвижимого имущества предусматривает положения, явно указывающие на намерение супругов изменить режим совместной собственности в отношении указанного имущества, то такая сделка имеет сложный состав, поскольку содержит в себе элементы брачного договора.
Соответственно договор, по которому объект недвижимости приобретается в общую долевую собственность супругов, является договором, изменяющим установленный законом режим совместной собственности в отношении будущего имущества супругов, то есть содержит элементы брачного договора (пункт 1 статьи 42 СК РФ).
Договор, по которому объект недвижимости приобретается в общую долевую собственность супругов, содержит элементы брачного договора и в силу этого подлежит нотариальному удостоверению. При этом представляется, что в отсутствие нотариального удостоверения такого договора недействительным является только положение данного договора об изменении режима совместной собственности, а сам договор сохраняет силу.
Такие разъяснения даны в письме Министерства юстиции РФ от 29 декабря 2023 г. N 12-154007/23.