Банк России рекомендует банкам воздерживаться от взимания с заемщиков платы за дополнительные услуги при потребительском кредитовании

Появилось информационное письмо Банка России от 11 апреля 2024 г. N ИН-03-59/24 “О ненадлежащих практиках в потребительском кредитовании”.

Как сообщается, Банк России в деятельности кредиторов (банков и других организаций, которые имеют право выдавать потребительские кредиты или займы)  выявил практики взимания с заемщиков по договорам потребкредита (займа) дополнительной платы (в том числе носящей систематический характер) за осуществление действий, связанных с договором потребительского кредита (займа), включая:

– изменение размера процентной ставки при заключении договора потребкредита (займа);

– изменение отдельных условий уже заключенного договора (например, снижение размера периодического платежа, изменение даты его внесения, возможность пропуска платежа, реструктуризация задолженности заемщика и прочее);

– совершение кредитором действий, связанных с исполнением заемщиком обязательств по заключенному договору потребительского кредита (займа) (например, в части возможности досрочного возврата такого кредита (займа) в сокращенные сроки, получения возмещения части уплаченных процентов по договору потребкредита (займа), отказа кредитора от взыскания задолженности по договору и прочее).

По мнению Банка России, такие практики приводят к изменению размера и состава расходов заемщика по обслуживанию потребкредита (займа), увеличивают риски введения заемщика в заблуждение относительно действительных условий заключаемого договора, поскольку объективная и всесторонняя оценка указанных практик ввиду их сложности требует более пристального внимания со стороны заемщика.

Учитывая изложенное, Банк России рекомендует кредиторам придерживаться принципа добросовестности в отношениях с заемщиками и воздержаться от применения подобных, формирующих условия для нарушения прав заемщика ненадлежащих практик.

В соответствии с пунктом 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. N 223-ФЗ “О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц” (Закон N 223-ФЗ) издано постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. N 1352 (Постановление N 1352), которым утверждено Положение об особенностях участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц, годовом объеме таких закупок и порядке расчета указанного объема (Положение).

Пунктом 2 Постановления N 1352 установлено, что юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ и являющиеся субъектами МСП, вправе не применять Постановление N 1352.

В связи с этим юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ, которые являются субъектами МСП, вправе принять решение о применении либо неприменении Постановления N 1352.

Таким образом, в случае, если юридические лица, указанные в части 2 статьи 1 Закона N 223-ФЗ и являющиеся субъектами МСП, приняли решение не применять Постановление N 1352, такие лица не обязаны применять в том числе пункт 34 Положения, согласно которому заказчики составляют годовой отчет о закупке товаров, работ, услуг у субъектов МСП и размещают его в соответствии с частью 21 статьи 4 Закона N 223-ФЗ в единой информационной системе в сфере закупок.

Такие разъяснения даны Минфином России в письме  от 7 марта 2024 г. N 24-07-09/20758.


Яндекс цитирования