Регистрация ООО и индивидуальных предпринимателей – процесс трудный и кропотливый. Необходимо не только собрать нужные документы, но и неоднократно проверить их на предмет отсутствия ошибок и неточностей, так как любая, даже самая пустяковая ошибка, приведет к отказу в регистрации со стороны МИФНС 15.
Итак, самое главное позади – документы поданы, на руках у заявителя имеется расписка МИФНС №15 в получении с указанием даты выдачи готовых документов. В назначенный день заявитель получает готовые документы, и, убедившись, что отказа нет, спокойно уезжает, даже не проверив, что написано в выписке из ЕГРЮЛ или свидетельстве. Однако в регистрирующих органах работают обычные люди. Простая невнимательность или сбой в программе могут привести к неправильному заполнению регистрационного дела, и как следствие – к выдаче документов с ошибками.
Допущенные ошибки могут быть самыми разнообразными: неправильные фамилия или имя руководителя, неверный адрес места нахождения или наименование юридического лица, другие коды ОКВЭД, «потерянные» участники и т.д. Самая большая проблем при этом заключается в том, что сведения, содержащиеся в ЕГРЮЛ (в том числе и ошибочные), считаются достоверными до тех пор, пока в них не внесли новую информацию. Поэтому, даже имея на руках зарегистрированные в установленном порядке учредительные документы с правильными данными, организация не сможет доказать, что в выписке из ЕГРЮЛ допущена ошибка.
Естественно, любую ошибку можно и нужно исправить, в противном случае организация не сможет нормально функционировать. Способ исправления ошибки в ЕГРЮЛ зависит от того, кем она была допущена и когда обнаружена.
Если ошибка в ЕГРЮЛ была допущена по вине сотрудников МИФНС №15 и обнаружена в день получения документов, то достаточно написать заявление на имя начальника МИФНС №15, в котором излагается суть допущенной ошибки и просьба ее исправить. Заявление пишется в свободной форме, к нему прилагаются копии документов, в которых были допущены ошибки. Срок рассмотрения подобных заявлений законом не установлен, но если заявление подано в тот же день, когда были получены документы с ошибкой, то примерно через 10 – 14 дней может быть получен ответ.
Если же ошибка в ЕГРЮЛ была обнаружена только через какое-то время, то писать заявление в свободной форме на имя начальника бесполезно: во-первых, срок рассмотрения такого заявления может растянуться на несколько месяцев, а во-вторых, нет никаких гарантий, что заявление будет рассмотрено в пользу организации.
В таком случае самое главное – установить момент, когда эта ошибка была допущена. Бывают ситуации, когда организация не замечает допущенной ошибки годами, спокойно вносят в соответствии со своими потребностями одно изменение за другим, а потом неожиданно обнаруживают ошибку.
Для корректировки такой ошибки в ЕГРЮЛ необходимо заполнить заявление по форме Р14001. В нем необходимо указать номер записи, под которым ошибка была внесена в ЕГРЮЛ. Вместе с заявлением Р14001 в регистрирующий орган представляется заполненная и подписанная заявителем соответствующая форма заявления и листы приложений к нему, в которых были допущены ошибки. При этом заполняются только те разделы заявления, в пунктах которых содержится ошибка. Пункты заявления, содержащие ошибочные сведения, отмечаются знаком «V», заполняются в достоверном виде с подчеркиванием ошибки. В случае, если ошибка была допущена в листе приложения к заявлению, указанный лист заполняется полностью.
Например, в 2008 году общество с ограниченной ответственностью вносило изменения в учредительные документы в связи со сменой адреса места нахождения. В результате ошибки в ЕГРЮЛ был внесен неверный адрес. В данном случае необходимо заполнить заявление Р14001, указать государственный регистрационный номер (ГРН), под которым в реестр была внесена запись о смене адреса, и приложить соответствующий лист из заявления по форме Р13001 с указанием правильного адреса.
Необходимо учитывать, что формы заявлений, подаваемых в регистрирующие органы, периодически меняются в соответствии с изменениями в законодательстве. Поэтому при корректировке ошибок нужно подавать именно те формы заявлений, которые были действительны на момент возникновения ошибки. То есть в случае с нашим примером, нужно найти форму заявления Р13001, которая была действительна в 2008 г. и заполнить лист приложения к этой форме.
Процесс корректировки ошибки путем подачи заявления Р14001 в целом аналогичен процессу внесения изменений в ЕГРЮЛ. Заявление подписывает руководитель юридического лица в присутствии нотариуса, прикладываются листы с исправленными данными, после чего документы подаются в МИФНС №15. Срок рассмотрения заявления – 5 рабочих дней, пошлина не оплачивается.
Если ошибки допущены при регистрации индивидуального предпринимателя, то процесс корректировки практически такой же: можно в день получения документов с ошибкой подать заявление на имя начальника МИФНС №15, либо заполнить заявление по форме Р24001 и приложить к нему листы заявления, в котором были допущены ошибки.