ЦЕДЕНТ (cedent) – лицо, передающее право получения денег по векселю или по другому обязательству другому лицу.
ЦЕНА (price) – денежное выражение обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполненные работы или оказанные услуги. Выражается в единицах определенной валюты (национальной или международной) за количественную единицу товара с указанием согласованного базиса поставки. Во внешнеторговом договоре Ц., являясь одним из самых существенных его условий, тесно связана с другими, включая качество и количество товара, срок поставки, платеж и т.д. Уровень договорной цены складывается под влиянием ряда объективных обстоятельств, не зависящих от участников сделки – особенность товара, конкурентоспособность, соотношение спроса и предложения на рынке, особенности государственного регулирования в странах контрагентов, степень монополизации рынка и т.д., а также и субъективных обстоятельств, – таких, как выбор контрагента, рынка, времени, места и способа заключения сделки, коммерческие знания и опыт использования конъюнктуры рынка, искусство уторговывания цен.
ЦЕНА АКЦИИ (share price) – денежное выражение стоимости акции; в большинстве капиталистических стран предусматривается минимальный размер нарицательной цены акции: в Австрии – 100 шиллингов, в ФРГ – 50 марок, в Японии – 500 иен, в Швеции – 50 крон, но в случае, если размер акционерного капитала не превышает 50 тыс. крон, минимальная цена может быть понижена до 10 крон. Законодательство Англии и большинства штатов США не оговаривают минимальную цену акции. Чем меньше номинальная цена, тем больше вероятность увеличения числа акционеров и больше возможностей для сосредоточения в руках немногих управления огромными массами капитала. Во многих капиталистических странах допускается выпуск акций, предназначенных для распределения между рабочими, служащими предприятий. Номинальная цена таких акций ниже по сравнению с ценой обычных акций. Акции, являясь ценными бумагами, продаются и покупаются на рынках ценных бумаг – фондовых биржах, а также через внебиржевую торговлю. Поэтому они, помимо обозначенной номинальной цены, имеют еще и рыночную /курс/, которая зависит от величины прибыли общества, дивиденда, выплачиваемого по акциям банковского процента, спроса и предложения, от финансового положения общества, деловой активности в отрасли и стране. Эта цена может заметно отличаться от номинала. Предприниматель вкладывает деньги в приобретение акций в надежде, что он получит от этого прибыль выше, чем он получил бы, положив эти деньги на срочный вклад в банк. Крупнейшие фондовые биржи капиталистических стран публикуют индексы изменения курсов акций, которые являются своего рода барометром развития капиталистической экономики.
ЦЕНА БАЗИСНАЯ ИЛИ ИСХОДНАЯ (basis price) – цена, установленная для основного сорта, наиболее известной марки, серийной модели. Она может быть привязана к физико-техническим или химическим показателям качества, принятым за базисные. Стороны предусматривают также допустимые отклонения от базисного качества и согласовывают не только базисную цену; но и размеры надбавок и скидок за повышенное или пониженное качество, называемых соответственно бонификацией и рефакцией.
ЦЕНА ДОГОВОРНАЯ – см. ДОГОВОРНАЯ ЦЕНА.
ЦЕНА ИСКА (monetary claim) – денежное выражение требований, заявленных истцом в суде или арбитраже.
ЦЕНА ЛИЦЕНЗИИ – в условиях современного мирового хозяйства обобщающий показатель полезности технологии или технологических знаний, предоставляемых потребителю по лицензии. В основе Ц.л. лежит сумма дополнительного дохода (прибыли), который может быть получен заказчиком за период использования предмета лицензии в производстве. Рыночная Ц.л. составляет лишь часть дополнительной прибыли, получаемой покупателем. В противном случае исчезнет его заинтересованность в приобретении предмета лицензионного соглашения.
ЦЕНА НАЧАЛЬНАЯ – см. НАЧАЛЬНАЯ ЦЕНА.
ЦЕНА НОМИНАЛЬНАЯ – см. НОМИНАЛЬНАЯ ЦЕНА.
ЦЕНА НОУ-ХАУ (know-how price) – обобщающий показатель полезности ноу-хау. По своей природе и формам оплаты аналогичен цене лицензии. Формируется за счет передачи части дополнительной прибыли, полученной покупателем в результате использования ноу-хау на производстве, продавцу. Фактическая цена ноу-хау выражается либо в виде паушальной суммы вознаграждения, либо в виде суммы ройялти, выплачиваемой покупателю за период действия соглашения о передаче ноу-хау.
ЦЕНА ОБЛАГАЕМАЯ (price dutiable) – цена, по которой товар облагается пошлиной. В таможенной практике существенное значение имеет определение цены товара при обложении таможенной пошлиной (см. Таможенная пошлина). Большинство стран ценой товара для исчисления таможенной пошлины признает нормальную оптовую цену товара в месте его происхождения или производства с прибавлением издержек по упаковке, страхованию, транспорту, комиссии, вывозных пошлин и прочих расходов. Подавляющее большинство стран требует подтверждения заявленной импортером цены соответствующими документами (счетом, спецификацией и др.). При взимании пошлин многие страны (США, Аргентина и др.) требуют предъявления фактур, заверенных дипломатическими или консульскими представителями (см. т.н. Консульские фактуры). Если таможня признает цену товара более высокой по сравнению с ценой, указанной в товарных документах или в таможенной декларации, она применяет санкцию в виде штрафа или реквизиции товара по заявленной грузораспорядителем цене.
ЦЕНА ОПТОВАЯ (wholesale price) – цена на товар, продаваемый крупными партиями (оптом). Обычно цены на большие партии товара ниже, чем на мелкие, и значительно ниже розничных цен.
ЦЕНА РАСЧЕТНАЯ ВНУТРИФИРМЕННАЯ (transfer price) – называется иначе “трансфертной”, применяется при расчетах за поставки между материнской и дочерними компаниями, заграничными филиалами между собой. Цены по внутрифирменным поставкам обычно существенно отличаются от складывающихся на “свободном” рынке и считаются конфиденциальными, то есть не разглашаются.
ЦЕНА РОЗНИЧНАЯ (retail price) – устанавливается на товар, продаваемый в личное пользование в малых количествах. По розничным ценам осуществляется не только торговля в точках розничной сети, но и посылочная как внутри страны, так и на международном уровне. Ц.р. печатаются в фирменных прейскурантах, иллюстрированных каталогах, рассчитанных на массового покупателя! Движение Ц.р. не всегда совпадает с движением оптовых и внешнеторговых цен, иногда может происходить даже в противоположном направлении.
ЦЕНА СКОЛЬЗЯЩАЯ (sliding price) – изменяющаяся в течение действия договора по согласованному сторонами способу. В этом случае в договоре окончательная цена не устанавливается, а предусматривается порядок ее установления. При заключении сделки может быть согласована исходная (базисная) цена и оговорено внесение поправок в случае изменения ценообразующих элементов ко времени поставки или платежа. Расчет цены скользящей на товары с длительным сроком изготовления обычно производится по согласованной формуле, в которой имеется ряд переменных величин (расходы на сырье, материалы, оплату рабочей силы и др.), а также какая-то постоянная часть (накладные расходы, амортизационные отчисления, прибыль). Ц.с. считают разновидностью цены с последующей фиксацией.
ЦЕНА С ПОСЛЕДУЮЩЕЙ ФИКСАЦИЕЙ (price to be fixed) – устанавливается в ходе исполнения договора, напр., перед поставкой очередной партии, а в некоторых случаях и после поставки. В самом же договоре определяется правило фиксации цены, в частности, период фиксации, право выбора времени фиксации покупателем на основании определенного источника информации (текущая котировка на бирже, справочная цена по официальному бюллетеню и т.д.) либо условия согласования цены сторонами по взаимной договоренности. Напр., предусматривается твердая цена как нижний предел с обязанностью заказчика возместить поставщику дополнительные фактические затраты, выплатить премию; возможно также установление верхнего предельного уровня цены.
ЦЕНА СПРА
ВОЧНАЯ (published price) – публикуемая в отдельных периодических изданиях (общеэкономические и отраслевые журналы, бюллетени, газеты), прейскурантах, каталогах, выпускаемых определенными издательствами, агентствами, ассоциациями, крупными компаниями. Обычно исчисляется как усредненная по фактическим сделкам за определенный период и с учетом экспертных оценок. Является ориентиром для заключения сделок, однако, цены последних могут существенно отличаться от справочной, что обусловлено условиями определенного товарного рынка.
ЦЕНА ТВЕРДАЯ (fixed, firm price) – установленная при заключении договора и остающаяся неизменной в течение всего срока его действия. В долгосрочных сделках стороны обычно избегают твердых цен, стремясь уменьшить потери на случай изменения рыночных цен. С другой стороны, установление Ц.т. выгодно продавцу при падении цен, а покупателю при повышении.
ЦЕНА “УСПОКАИВАЮЩАЯ” (charm price) – устанавливается продавцом чуть ниже привычной “круглой” – величины (напр., 9 долл. 95 центов вместо обычных 10 долларов) как психологический прием, используемый нередко в розничной торговле в целях привлечения покупателей.
ЦЕНА ФАКТУРНАЯ (invoice price) – цена, указываемая в счете (инвойсе, фактуре) на поставленный товар. В зависимости от базиса поставки фактурная цена может включать расходы по перевозке товара, погрузочно-разгрузочным работам, страхованию, оплате экспортной пошлины, различные сборы.
ЦЕНА “ФРАНКО” (free price) – оптовая цена, установленная с учетом предусмотренного порядка возмещения транспортных расходов по доставке продукции заказчику. “Франко” – это коммерческий термин (в переводе – свободный), применение которого в сочетании с обозначением конечного пункта доставки продукции (географического или физического) означает, что покупатель свободен от расходов по транспортировке до этого пункта. Эти расходы несет поставщик. Пунктом может быть вагон, склад, борт судна, железнодорожная станция, государственная граница, конкретно поименованный населенный пункт.
ЦЕНА ЦЕЛЕВАЯ (ОРИЕНТИРОВОЧНАЯ) (guide price) – используется в странах общего рынка для определения размера налога на ту или иную продукцию в целях проведения единой сельскохозяйственной политики этой группы стран.
ЦЕННЫЕ БУМАГИ (securities) – 1) свидетельства об участии в капитале акционерного общества или предоставлении займа; долгосрочные обязательства эмитентов выплачивать их владельцам доходы в виде дивидендов или процентов; 2) денежные или товарные документы, объединяемые общим для них признаком – необходимостью предъявления при реализации выраженных в них имущественных прав.
ЦЕНОВЫЕ СКИДКИ (rebates) – метод уторговывания цены с учетом состояния рынка и условий контракта, широко распространен в международной торговле. Цены, первоначально объявляемые поставщиками в прейскурантах, носят справочный характер и, как правило, подлежат корректировке в ходе переговоров с покупателем. По оценкам специалистов существует около 40 видов Ц.с. Наиболее распространенными являются следующие виды скидок: 1. бонусные скидки (предоставляются крупным оптовым покупателям, как правило, постоянным клиентам, не за каждую отдельную сделку, а за обусловленный объем оборота в год; достигают 7-8% стоимости оборота); 2. временные скидки (применяются главным образом в торговле продукцией массового спроса, имеющей сезонный характер); 3. дилерские скидки (предоставляются оптовым и розничным торговцам, агентам и посредникам; эти скидки должны покрывать расходы дилеров на продажу и сервис и обеспечивать им определенный размер прибыли; в ценовой политике часто встречается метод “вертикального ценообразования”, по которому предприятие-изготовитель само устанавливает розничную цену, заранее закладывая в нее размеры скидок оптовым и розничным торговцам; величина дилерской скидки зависит от вида товара и объема посреднических услуг и достигает 30%); 4. закрытые скидки (предоставляются на продукцию, обращающуюся в замкнутых экономических единицах, например, во внутрифирменных поставках или во внутренней торговле международных замкнутых групп; на товары, поставляемые по специальным межправительственным соглашениям); 5. количественные скидки (размер их меняется в зависимости от величины или серийности заказа; при поставках товаров массового спроса размер их относительно невелик, а для товаров, производимых малыми сериями или по индивидуальным заказам, скидка на количество имеет большое значение, поскольку увеличение серии ведет к сокращению издержек производства; по отдельным контрактам скидки на количество составляют до 15%); 6. скидки “сконто” (предоставляются за оплату наличными или за досрочное осуществление платежей по сравнению с контрактом; могут составлять 3-5% стоимости сделки); 7. специальные скидки (предоставляются покупателям, с которыми фирма имеет длительные связи и другие формы особых отношений; размеры этих скидок представляют коммерческую тайну и могут быть определены только оценочно; предполагают, что они составляют 5-8 %). Кроме того, существуют всевозможные виды скидок за особые условия изготовления и поставки продукции: улучшенное качество, поставку к определенному, точно оговоренному сроку и т.д. – (см. также СКИДКА и СКИДКА С ЦЕНЫ).
ЦЕНТРАЛЬНЫЕ БАНКИ (central banks) – органы государственно-монополистического регулирования экономики; банки, наделенные монопольным правом выпуска банкнот, регулирования денежного обращения, кредита и валютного курса, хранения официальных золотовалютных резервов. Являются агентами правительства при обслуживании государственного бюджета.
ЦЕССИЯ – см. УСТУПКА ТРЕБОВАНИЯ.
ЦЕНТРАЛЬНЫЙ ВАЛЮТНЫЙ КУРС (central currency rate) – официально фиксируемое соотношение между валютами, вокруг которого колеблются в согласованных пределах рыночные валютные курсы.
ЦОЛФЕРЕЙН – соглашение нескольких государств, принявших общую таможенную систему и имеющих общие таможенные учреждения.