Что делать, если банк ограничил операции по счету: информирует Банк России

Появилась информация Банка России от 1 декабря 2023 г. “Что делать, если банк ограничил операции по счету”.

Представители Банк России отметили, что банк может ограничить дистанционное обслуживание, отказать в проведении операции или даже в открытии счета.

Подобные ситуации, как правило, возникают, если у банка есть основания подозревать, что клиент нарушает антиотмывочное или налоговое законодательство.

Банки обязаны выявлять подозрительные операции по Закону “О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма” (Федеральный закон N 115-ФЗ). Они действуют на основании собственных правил внутреннего контроля и оценивают уровень риска каждого клиента. Это может быть низкий, средний и высокий уровень риска (“зеленый”, “желтый” и “красный” уровни). В зависимости от того, к какой группе относится клиент, банк выстраивает свои отношения с ним.

Для того чтобы снизить риск попадания в “красную зону”:

– Своевременно информируйте банк и налоговую, если меняются сведения, внесенные в ЕГРЮЛ, и ЕГРИП и проверяйте актуальность записей в этих базах.

– Подробно и внимательно заполняйте платежные документы.

– Оперативно представляйте документы по запросу банка.

– Не дробите бизнес на много разных фирм.

– Минимизируйте расходы наличными и не снимайте их в большом объеме.

– Проверяйте самостоятельно контрагентов.

– Ведите мониторинг поступающей корреспонденции, вовремя представляйте отчетность и платите налоги.

Для того чтобы узнать, по какой причине банк ввел те или иные ограничения, следует обратиться в банк.

Отказ в проведении операции или в заключении договора банковского счета можно оспорить: обратиться в свой банк, представив необходимые сведения и документы. Банк рассматривает их в течение 7 рабочих дней. Такая процедура называется реабилитацией. Если на этом уровне реабилитироваться не удалось, можно в любое время, независимо от даты принятия решения банком, обратиться в Межведомственную комиссию при Банке России. Ее решения обязательны для исполнения банками.

Банк России, исходя из собственных аналитических данных, также оценивает уровень риска банковских клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. С помощью специального сервиса – платформы “Знай своего клиента” он – доводит эту информацию до всех банков. Банки могут использовать такие сведения при оценке уровня риска предпринимателя, но решение они принимают самостоятельно. Если высокий уровень риска присвоен и банком, и Банком России, то операции по счету такого клиента прекращаются. Банк должен в течение 5 дней проинформировать его об этом.

Заявления в МВК подаются через интернет-приемную на сайте Банка России или по почте.

В этом случае клиент также имеет право оспорить примененные к нему меры. Обращаться следует сразу в МВК. Это можно сделать в течение 6 месяцев после того, как получено сообщение о применении мер.

Принят Федеральный закон от 12 декабря 2023 г. N 565-ФЗ “О занятости населения в Российской Федерации”. Закон, за исключением отдельных положений, вступит в силу с 1 января 2024 года.


Яндекс цитирования