Граждане смогут оценивать деятельность чиновников

Правительство РФ своим постановлением (от 12 декабря 2012 года № 1284 ) утвердило Правила  оценки гражданами эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти с учетом качества предоставления ими госуслуг, а также применения результатов этой оценки как основания для принятия решений о досрочном прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных обязанностей. Теперь любой гражданин, который пользуется государственными услугами (о муниципальных речи не идет),  сможет после получения услуги оценить качество работы чиновников. Оцениваться будут пять показателей:
– время предоставления государственной услуги;
– время ожидания в очереди;
– вежливость и компетентность сотрудника, который взаимодействует с заявителем;
– комфортность условий в помещении, где предоставляются государственные услуги;
– доступность информации о порядке предоставления государственной услуги.

Оценить качество услуг можно будет по пятибалльной шкале. Проставить оценку можно будет либо через СМС-сообщение (СМС с предложением дать оценку само будет  приходить заявителю, нужно будет только на него ответить, причем это будет бесплатно), либо через терминал электронной очереди, либо посредством Интернета. Если результат оценок по итогам за год окажется для руководителя государственного органа отрицательным, его ждет служебная проверка. И если в ходе проверки будет выявлено ненадлежащее исполнение руководителем своих обязанностей, к нему будут применены санкции вплоть до увольнения.

На первый взгляд все это выглядит очень актуальной и полезной мерой, и здравое зерно в этом действительно есть. Но такой порядок, если он предполагает объективную оценку, рассчитан на сознательность граждан. Для того, чтобы объективно оценить деятельность чиновников, получатели государственных услуг должны знать, на какое время рассчитано ожидание в очереди за госуслугой, какой уровень комфорта должен быть в помещении и т.д. То есть, у них должны быть какие-то критерии, чтобы сравнивать то, что есть, с тем, что должно быть. Для кого-то ведь и пять минут ожидания может показаться много, а привыкнув к определенному уровню комфорта, некоторые люди и наличие обычных скамеек или стульев вместо мягких диванов могут расценить как личное оскорбление. Новые Правила, безусловно, во многом могут оказаться полезны, особенно если результаты оценок в создаваемой информационной системе мониторинга госуслуг будут общедоступными. Хотя бы уже потому, что результат оценки будет касаться не только конкретного руководителя госучреждения, но и деятельности государства в целом. Соблюдение показателей, по которым будет даваться оценка, зависит не только от руководителя госоргана, но и от того, насколько государство финансирует этот орган, способно ли оно обеспечить наличие в зале приема достаточного количества работников, оборудовать зал должным образом и т.д. Насколько Правила окажутся полезными на практике, покажет время.

Система оценки качества предоставления государственных услуг заработает уже в 2013 году.


Яндекс цитирования