Информирование налогоплательщиков со стороны инспекции следует отличать от консультирования: разъяснения ФНС России

В письме ФНС России от 27 декабря 2018 г. № ГД-4-19/25766@ затрагивается щекотливая тема – как разграничить информирование налогоплательщиков со стороны налоговых органов от консультационных услуг. Появление разъяснений, как следует из текста письма, связано с тем, что в последнее время участились жалобы на сотрудников налоговых инспекций, которые “не исполняют свои обязанности в части предоставления консультационных услуг, заполнения за заявителей налоговых деклараций (расчетов) или трактования норм налогового законодательства”.

Налоговики отметили, что в соответствии с пунктом 4 статьи 32 Налогового кодекса РФ на налоговые органы возложена обязанность по бесплатному информированию. В рамках бесплатного информирования сотрудник инспекции, ответственный за предоставление этой услуги, предоставляет налогоплательщику полную, достоверную, актуальную информацию по интересующему заявителя вопросу.

В отличие от информирования, консультирование представляет собой разъяснение заявителю всех возможных вариантов решения проблемной ситуации, последствий каждого из них и представление рекомендаций наиболее оптимального варианта решения.

В письме обращается внимание на то, что законодательство не предусматривает обязанность налоговых органов предоставлять консультационные услуги налогоплательщикам, в том числе гражданам (заполнять декларации (расчеты), давать трактование налогового законодательства. Инспекции обязаны предоставлять налогоплательщикам только услугу по бесплатному информированию.

Налог на доходы физических лиц может быть уплачен за налогоплательщика другим лицом. Например, владелец номинального счета вправе уплатить за налогоплательщика сумму НДФЛ за счет средств гражданина, которые находятся на номинальном счете и право на распоряжение которыми он имеет. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 21 декабря 2018 г. №  03-04-05/93561.


Яндекс цитирования