Как правильно оценивать заявки участников закупок по Закону N 44-ФЗ: разъясняет Минфин России

В письме от 20 июня 2023 г. N 24-06-07/57019 Минфин России дал пояснения по вопросу о том, какие документы и сведения имеет право требовать заказчик от участников закупки для подтверждения наличия у них необходимого опыта. Речь идет прежде всего о закупках для государственных и муниципальных нужд по Закону N 44-ФЗ.

Представители министерства напомнили, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается заказчиком в соответствии с  Положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, которое утверждено постановлением Правительства РФ от 31 декабря 2021 г. N 2604.

Подпунктом “в” пункта 24 Положения установлено, что для оценки заявок по критерию оценки “квалификация участников закупки” может применяться, если иное не предусмотрено Положением, такой показатель оценки как “наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта”.

Как отмечается в письме, для оценки заявок по критерию оценки “квалификация участников закупки” в отношении показателя “наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта”, участником закупки может быть предоставлен любой договор (договоры) сопоставимого характера и объема с предметом планируемой закупки.

Перечень документов, установленный подпунктом “в” пункта 28 Положения, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, не является исчерпывающим. Поэтому заказчик вправе установить требование о предоставлении участниками закупки помимо договоров и актов, предусмотренных абзацем третьим данного подпункта, дополнительных документов, которые подтверждают исполнение таких договоров.

При этом представители Минфина России подчеркнули, что установление заказчиком требования о предоставлении участниками закупки дополнительных документов не должно приводить к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупки.

В целях оценки заявок участников закупки по показателю оценки “наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта” к оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства любые гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ.

При этом законодательство не допускает возможность для участников закупки предоставлять при проведении открытого конкурса в электронной форме или закрытого конкурса в электронной форме информацию о номере реестровой записи из соответствующего реестра вместо документов, предусмотренных Положением. Такое требование может привести к ограничению числа участников закупки и, как следствие, к снижению эффективности осуществления закупок, так как участники закупки с целью подтверждения своего опыта имеют право предоставить любые исполненные гражданско-правовые договоры (информация о которых в реестрах не отражается), а не только заключенные и исполненные в соответствии с Законом N 44-ФЗ и Законом N 223-ФЗ.

На основании абзаца 2 пункта 3 статьи 217 Налогового кодекса РФ (НК РФ) не облагаются налогом на доходы физических лиц все виды установленных законодательством компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством), связанных с возмещением вреда, причиненного увечьем или иным повреждением здоровья.

В соответствии со статьей 151 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.

Пунктом 2 статьи 1101 ГК РФ предусмотрено, что размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда. При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Поэтому при отсутствии фактов причинения вреда работникам действиями причинителя вреда какие-либо выплаты в пользу таких работников не могут рассматриваться в качестве денежной компенсации морального вреда. Соответственно, к таким выплатам не могут применяться положения пункта 2 статьи 217 НК РФ.

Такие разъяснения даны в письме ФНС России от 21 марта 2018 г. N ГД-2-11/547@.


Яндекс цитирования