Правительство России утвердило план мероприятий “Оптимизация процедур регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей”, иначе названный по уже вошедшей в моду привычке “дорожной картой” (распоряжение от 7 марта 2013 г. № 317-р). Мероприятий достаточно много и они касаются различных сторон процедуры регистрации юрлиц и ИП. Проведение мероприятий рассчитано на период до 2018 года, но многие из них пройдут уже в 2013 -2014 годах.
Оптимизация процедур регистрации, в основном, направлена на облегчение регистрации ООО как самой массовой правовой формы ведения бизнеса. Поставлена амбициозная задача – к 2018 году подняться в мировом рейтинге Doing Business по показателю регистрации юридических лиц с нынешнего 111-го места до 20-го.
Среди наиболее значимых мероприятий планируются следующие.
Уже к августу этого года планируется отменить требование об оплате не менее чем половины уставного капитала ООО до момента государственной регистрации. Уставный капитал теперь будет оплачиваться в течение двух месяцев с даты регистрации ООО (пока не ясно, идет ли речь об оплате минимум половины уставного капитала или о его полной оплате). Соответственно, обязанность заявителей открывать “временные” счета в банках отпадает.
К концу этого года в законодательстве будет предусмотрено право юридических лиц использовать типовые уставы, утвержденные уполномоченным органом власти (скорее всего, им станет ФНС России). Типовой устав не нужно будет представлять на регистрацию. Использование типовых уставов будет возможно при соблюдении двух условий:
– учредители (участники) при создании организации или внесении изменений в устав должны будут прямо предусмотреть, что юридическое лицо действует в соответствии с типовым уставом;
– сведения о том, что организация действует на основании типового устава, будут включены в ЕГРЮЛ.
Если заявитель лично представит документы для госрегистрации в регистрирующий орган, заверять свою подпись у нотариуса ему не придется. Кроме того, представителю заявителя, действующему на основании доверенности, при подаче документов регистрирующий орган будет выдавать расписку в их получении. Эти правила должны быть предусмотрены в законодательстве уже к июлю этого года.
К концу 2014 года будет введен институт “регистрационных агентов”, которыми могут стать, в частности, банки и нотариусы. Об их полномочиях пока говорится довольно глухо. Предполагается, что они будут принимать и сами передавать документы юридических лиц и предпринимателей в регистрирующий орган. “Регистрационные агенты” будут нести ответственность за предоставление в регистрирующий орган недостоверных сведений, а также за нарушение сроков подачи документов для внесения изменений в ЕГРЮЛ.
К концу 2014 года заявителям будет предоставлена возможность предварительно (то есть, перед подачей документов в регистрирующий орган) проверять правильность заполнения формы заявления и комплектность документов. Как это будет осуществлено – пока не ясно. Ответственной за обеспечение этого мероприятия является Федеральная налоговая служба.
Однако одним из мероприятий будет создание к концу следующего года call-центра с бесплатным федеральным номером, с помощью которого желающие смогут получить консультацию по вопросам регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Причем консультацию можно будет получить не только по телефону, но и онлайн (на сайте регистрации, в формате видео- и аудиообщения, а также путем общения в чате с консультантом).
Будут расширены возможности онлайн-регистрации. Уже к июню этого года на портале госуслуг должен быть создан специальный раздел, где будет содержаться пошаговая инструкция для подготовки к регистрации ЮЛ и ИП. В разделе можно будет заполнить форму анкеты-заявления для регистрации и проверить в онлайн-режиме по базе ЕГРЮЛ уникальность наименования юридического лица, которое желают выбрать для него учредители. На портале можно будет также отслеживать в режиме онлайн процедуру рассмотрения документов регистрирующим органом.
Также к концу 2014 года планируется обеспечить свободный доступ к сведениям ЕГРЮЛ для любого Интернет-пользователя
Новость, которая, вероятно, станет одной из самых приятных для предпринимателей: к концу 2013 года планируется внести в законодательство изменения, в соответствии с которыми юрлица и ИП больше не будут обязаны уведомлять налоговую инспекцию об открытии и закрытии банковских счетов. Это станет исключительно прерогативой банков.
Планируются и другие мероприятия. В частности, к концу этого года получение свидетельств о регистрации и постановке на учет в фондах в бумажном виде станет не обязательным. К концу 2018 года срок регистрации ЮЛ и ИП в фондах к 2018 году будет сокращен до одного дня.