Что такое товарный знак?

Товарный знак (ТЗ) – это специальное средство для индивидуализации товаров юридических лиц или частных предпринимателей. Для обозначения услуг используют знак обслуживания. После регистрации товарного знака в Федеральном органе исполнительной власти по интеллектуальной собственности, владелец получает свидетельство, подтверждающее его исключительное право на ТЗ.

Гражданский кодек РФ различает:

  • словесные;
  • изобразительные;
  • объемные;
  • иные обозначения.

Словесные – это наиболее распространенные ТЗ в виде отдельных слов или словосочетаний.
Изобразительные – это иллюстрации, изображения живых и неживых существ, фигур и т.д. в плоскости. Как изобразительные могут регистрироваться и текстовые знаки (логотипы), оформленные в нестандартной графической форме.
Комбинированные ТЗ – это сочетание нескольких видов изображения товарных знаков одновременно.
ТЗ не должен попадать под основания для отказа в госрегистрации.

Цель регистрации товарного знака состоит в защите интеллектуальной собственности владельца товарного знака и предоставлении исключительного права на ТЗ, подтверждаемого свидетельством.

Подавать заявку на товарный знак имеют право юридические лица или ЧП. Регистрация знака на физическое лицо не производится.
На практике есть случаи, когда в заявке на один товарный знак указывают двух заявителей. В такой ситуации правообладателем ТЗ будет тот, кто указан в регистрации первым. ГК РФ предусматривает коллективный товарный знак, который может зарегистрировать объединение лиц, организация и деятельность которых не противоречат закону (ст.1510 ГК РФ).

Законодательно предусматривается включение в состав ТЗ указания на конкретный населенный пункт, край, город, область и т.д. Подобные товарные знаки регистрируются в России, но их правообладатель должен находиться в той местности, на которую указывает ТЗ. Исключительное право на эту часть товарного знака не распространяется.

Имя или фамилия могут стать товарным знаком. Правообладателями их могут быть ИП и юридические лица. Если имя или фамилия на таком ТЗ не совпадают с именем владельца организации, то для регистрации ТЗ необходимо нотариально заверенное согласие собственника имени.

Патентный поиск – это процедура, заказываемая в патентных бюро и юридических фирмах. Он устраняет возможные совпадения и схожесть товарных знаков, которые могут повлечь законные проблемы их использования. Процедура не обязательна.

Варианты выхода из ситуации, когда при патентном поиске были обнаружены препятствия для регистрации ТЗ:

  • видоизменить свой знак;
  • выкупить право на уже зарегистрированный знак;
  • переуступить право на данную заявку;
  • аннулировать знак, в случае его неиспользования владельцем и т.д.

В заявке на регистрацию ТЗ должны быть указаны такие данные:

  1. заявление о госрегистрации обозначения как ТЗ, где указан заявитель, его место жительство или место фактического пребывания;
  2. образец ТЗ;
  3. список услуг и товаров, регистрируемых под этим ТЗ;
  4. подробное описание регистрируемого обозначения.

Основным этапом регистрации ТЗ является экспертиза заявки на товарный знак, включающая формальную экспертизу заявки и экспертизу обозначения ТЗ.

Срок регистрации ТЗ с даты подачи заявки составляет 10 лет и, согласно закону, может быть продлен еще на 10 лет.
Процедура регистрации товарного знака достаточно продолжительный процесс, требующий особых знаний и навыков, имеющий много не учтенных законом моментов, которые могут решить только высококвалифицированные юристы.


Яндекс цитирования