Использование товарного знака

Использование товарного знака в СПб, т. 642-21-22

Правообладатель может использовать товарный знак и распоряжаться принадлежащим ему товарным знаком по своему усмотрению для обозначения соответствующих товаров и услуг на всей территории Российской Федерации.

Исключительное право на товарный знак может быть реализовано для индивидуализации товаров и услуг, в отношении которых этот товарный знак зарегистрирован.

Владелец зарегистрированного товарного знака вправе:

– проставлять его на товарах, этикетках, ярлыках, упаковке товара, сопроводительной документации (для товаров, которые производятся, рекламируются, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках, ввозятся из-за границы, хранятся или перевозятся с целью продажи на территории Российской Федерации);

– размещать его на рекламной продукции работ и услуг;

– проставлять товарный знак на любой документации, связанной с введением товара или услуги в гражданский оборот;

– размещать его в интернете, включая доменное имя.

Основным способом распоряжения товарным знаком является разрешение его использования третьим лицам путем предоставления лицензии на основании лицензионного договора.

Правообладатель может полностью продать товарный знак по договору об отчуждении исключительного права. В этом случае предметом договора будет монопольное право на товарный знак в отношении всех или части товаров и услуг, для индивидуализации которых этот товарный знак зарегистрирован. В результате исключительное право на товарный знак переходит другому лицу правоприобретателю. Фактически происходит замена одного правообладателя другим, т.е. передача товарного знака от одного владельца другому, и прежний правообладатель товарного знака отказывается от дальнейшего использования этого товарного знака. При этом договор передачи (уступки) товарного знака может быть осуществлен на возмездной или безвозмездной основе.

Другим вариантом распоряжения является использование товарного знака по лицензионному договору.

Лицензионный договор, как правило, предполагает предоставление лицензиату (правоприобретателю) права на использование товарного знака на определенный, оговоренный договором срок. При этом сам владелец (лицензиар) сохраняет право на этот товарный знак и продолжает нести все обязанности его владельца. Лицензия, предоставленная по такому договору, носит характер простой лицензии.

По лицензионному договору может быть предоставлена не только простая, но и исключительная лицензия. По исключительной лицензии лицензиар передает лицензиату исключительное право на пользование и распоряжение товарным знаком, кроме права владения. При этом за правообладателем (владельцем товарного знака) сохраняется лишь само право владения. Лицензиат же приобретает не только право пользования, но и право распоряжения товарным знаком, кроме права полного отчуждения. В частности, он может предоставлять простые лицензии третьим лицам.

Обязательными условиями любого лицензионного договора являются предмет лицензии, т.е. указание на номер свидетельства на товарный знак, размер вознаграждения, если договор возмездный, срок и территория действия лицензии.

Любой лицензионный договор, будь то договор полного отчуждения прав (продажа товарного знака), простая или исключительная лицензия, подлежит регистрации в патентном ведомстве и направляется лицензиаром в Федеральный институт промышленной собственности (ФИПС) вместе со свидетельством на товарный знак.

Также одним из видов распоряжения товарным знаком является франчайзинг, который в последнее время становится все более распространенным. При этом в соответствии с заключенным договором одна сторона (франчайзер) передает другой стороне (франчайзи) на возмездной основе право на занятие определенным видом бизнеса с использование товарного знака франчайзера (торговой марки, бренда).

Организатор бизнеса, имеющий собственное производство (базовое предприятие) на основе франчайзинга создает сеть предприятий, работающих самостоятельно, но использующих в своей работе технологию и товарный знак базового предприятия.

Прежде, чем предлагать франшизу третьим лицам, организатор бизнеса должен на своем предприятии отработать прибыльную и бесперебойную систему бизнеса. Его товарный знак должен приобрести узнаваемость. Предполагается, что третьи лица (юридические лица или частные предприниматели) по договору приобретают проверенную и отработанную бизнес-модель производства, уже зарекомендовавшую себя и эффективную. Соответственно, приобретатели (франчайзи) осуществляют этот бизнес под товарным знаком франчайзера.

В России отношения франчайзинга регулируются договором коммерческой концессии. По этому договору одна сторона (правообладатель) обязуется предоставить другой стороне (пользователю) за вознаграждение на срок или без указания срока право использовать в предпринимательской деятельности пользователя комплекс принадлежащих правообладателю исключительных прав, включающий право на товарный знак (знак обслуживания), а также права на другие предусмотренные договором объекты исключительных прав, в частности, на коммерческое обозначение и секрет производства (ноу-хау). Договор коммерческой концессии предусматривает использование комплекса исключительных прав, деловой репутации и коммерческого опыта правообладателя в определённом объеме с указанием или без указания территории использования применительно к определенной сфере предпринимательской деятельности.

В юридической и патентной практике лицензионные договоры и договоры коммерческой концессии считаются наиболее сложными, и для их составления и регистрации обычно пользуются услугами патентного поверенного или юриста соответствующей специализации. По составлению указанных договоров Вы можете обратиться в юридическую фирму «Инфора» , патентные поверенные и юристы которой помогут Вам на любой стадии подготовки и регистрации соответствующего договора, а также помогут урегулировать все вопросы касательно правовой защиты товарных знаков.


Яндекс цитирования