ВАС РФ разъяснил ряд вопросов, связанных с применением арбитражными судами норм Налогового кодекса РФ

Появилось постановление Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. N 57 “О некоторых вопросах, возникающих при применении арбитражными судами части первой Налогового кодекса Российской Федерации”, в котором обобщена практика применения арбитражными судами норм Налогового кодекса РФ и приведены разъяснения по целому ряду вопросов.

В частности, в постановлении можно выделить следующие интересные моменты.

Взыскать с налогового агента неперечисленные им в бюджет суммы налога возможно только в том случае, когда он удержал этот налог, но не перечислил его. Если налог не удержан, из средств налогового агента он взыскан быть не может. Тем не менее, так как налоговый агент не исполнил возложенную на него законом обязанность, за счет его средств возможно взыскать пени, начисленные на неудержанную сумму.
Исключение составляет случай, когда налоговый агент не удержал налог с иностранного лица, не состоящего на учете в налоговых органах. Отследить сумму налога инспекция в этой ситуации не может, поэтому налоговый агент отвечает за такое неудержание за счет собственных средств.

 Если у налогоплательщика изменилось место учета, это само по себе не влияет на состояние его правоотношений  с  налоговыми   органами. Поэтому по поданным ранее  и  не  рассмотренным  налоговым   декларациям, заявлениям (например, по декларации, в которой заявлен к возмещению НДС, по заявлению о возврате излишне уплаченных сумм налога, по заявлению о предоставлении отсрочки или рассрочки  по   уплате налога и др.) налоговый орган по прежнему месту  учета  налогоплательщика обязан вынести решения по существу, а также совершить необходимые действия, связанные с принятием и исполнением этих решений.

Если налогоплательщик не предоставляет данные, необходимые для исчисления налога, и сумма налога исчисляется налоговым органом расчетным путем, то таким способом должны быть определены не только доходы налогоплательщика, но и его расходы. При этом  бремя  доказывания  того,  что  размер  доходов или расходов, определенный налоговым органом расчетным путем, не соответствует фактическим  условиям деятельности налогоплательщика,  возлагается  на  последнего, поскольку именно  он  несет  риски,  связанные  с  возникновением оснований для применения налоговым органом расчетного метода определения сумм налогов.

Если у налогового органа истек срок принудительного взыскания с налогоплательщика сумм налогов,  пеней,  штрафа, это не означает, что задолженность должна быть списана автоматически. Налогоплательщик вправе обратиться в суд в порядке искового производства с заявлением о признании  сумм,   возможность принудительного взыскания которых утрачена, безнадежными ко взысканию и обязанности  по  их  уплате  прекращенной.  Такое  заявление облагается госпошлиной в размере 4000 рублей как иное заявление неимущественного характера (пп.  4  п.  1   ст. 333.21 НК РФ).

Осмотр помещений и  территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода (прибыли), не может рассматриваться в качестве самостоятельной формы налогового контроля и осуществляться вне рамок выездной налоговой проверки.

Суд подчеркнул, что налогоплательщик вправе обратиться в суд с иском о возврате или зачете  излишне  уплаченных сумм  налогов,  пеней,   штрафа только в случае, если он предварительно обращался с таким заявлением в налоговый орган и тот отказал ему или не направил ответ в установленный срок. Вместе с тем к заявлению о возмещении или о возврате сумм налогов, пеней, штрафов (не излишне уплаченных, а необоснованно начисленных) обязательная досудебная  процедура урегулирования спора не применяется, и налогоплательщик вправе обратиться в суд, не обжалуя решение инспекции в вышестоящем налоговом органе.

Налогоплательщик может быть извещен о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки или иных мероприятий налогового контроля не только заказным письмом с уведомлением о вручении, но и иным способом, в частности, телефонограммой, телеграммой, факсом или электронным сообщением.

В случае подачи в вышестоящий налоговый орган апелляционной жалобы только на часть решения нижестоящего налогового органа такое решение не вступает в силу полностью, то есть и в той части, в которой оно не обжаловалось.

Другие новости:

Регулировать контрактную систему в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд будет Минэкономразвития России, а контролировать сферу закупок – Федеральная антимонопольная служба. Это связано со вступлением в силу федерального закона  “О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд” (постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 728).

Утверждено Положение о разработке планов мероприятий по локализации и ликвидации последствий аварий на опасных производственных объектах (постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 730).

Создается правительственная комиссия по использованию информационных технологий для улучшения качества жизни и условий ведения предпринимательской деятельности. Она заменит действующую с 2010 года правительственную комиссию по внедрению информационных технологий в деятельность государственных органов и органов местного самоуправления (постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 года №735).

К 2030 году паспорта в бумажном виде будут полностью заменены электронными картами. Электронные карты, выполняющие функции паспортом, начнут выпускаться  с января 2016 года и на первых порах будут обращаться наряду с обычными паспортами. Об этом сообщил глава ФМС России Константин Ромодановский.


Яндекс цитирования