Высший Арбитражный Суд разъяснил порядок оспаривания нормативных правовых актов

В постановлении от 30 июля 2013 г. N 58 “О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при рассмотрении арбитражными судами дел об оспаривании нормативных правовых актов” Пленум ВАС РФ дал разъяснения по ряду вопросов, встречающихся в практике арбитражных судов, по делам об оспаривании нормативных правовых актов (НПА),

Суд прежде всего напомнил признаки нормативных правовых актов – это акты,  содержание которых составляют правовые нормы (правила поведения),  рассчитанные   на неоднократное  применение  и  влекущие  юридические последствия для неопределенного круга лиц, либо нормы,  которыми вводятся  в действие, изменяются или отменяются действующие правовые нормы. Поэтому суд, рассматривая требования заявителя, должен установить, действительно ли оспариваемый акт является нормативным правовым актом или же это ненормативный акт, который создает последствия только для отдельных лиц.

Например, акты  об утверждении (принятии) генпланов поселений, городских   округов, схем  территориального  планирования  муниципальных  районов,   субъектов РФ, Российской Федерации носят  нормативный   характер, поскольку затрагивают права неопределенного круга лиц  и  рассчитаны на неоднократное применение.  А такие документы как акты об утверждении проектов планировки  и  проектов  межевания территории, об установлении границ зон с  особыми  условиями  использования территории (охранных, защитных зон), о резервировании земель для государственных и муниципальных нужд представляют собой акты применения  к  земельным участкам (землям)  в  границах  определенной  территории специального  правового  режима. Они не содержат норм  права  и  не  устанавливают правил поведения, а следовательно, не являются нормативными правовыми актами.

Решение службы (комитета) по тарифам  об  утверждении  индивидуальных  тарифов для конкретных  субъектов  или  касающиеся  конкретных  объектов,  а  также содержащие иные конкретные параметры, не являются НПА. Однако арбитражный суд может признать такие решения нормативными правовыми  актами,  если  установит,  что   они       распространяются на неопределенный круг лиц.

 В заявлении о признании нормативного правового  акта   недействующим должно быть указано название нормативного правового акта, который имеет большую юридическую силу и на соответствие которому надлежит проверить оспариваемый акт или его отдельные положения.

Рассматривая заявление о признании НПА недействующим, суд проверяет его на соответствие тем НПА, которые указаны в заявлении как имеющие большую юридическую силу. Однако, если суд установит, что оспариваемый НПА противоречит каким-либо другим нормативным правовым актам большей силы, он признает НПА недействующим по этому основанию, несмотря на то, что заявитель не ссылался на данные нормативные правовые акты.

Исполнительный лист на основании решения суда о признании НПА недействующим не выдается.  НПА или его отдельные положения,  признанные   судом недействующими, с момента принятия судом такого решения не применяются, в том  числе  при  разрешении  споров,  которые  возникли из отношений, сложившихся в предшествовавший такому решению период.

Другие новости:

Правительство РФ утвердило Правила принятия исполнительным органом государственной власти или органом местного самоуправления решения об изъятии земельного участка, предоставленного государственному или муниципальному учреждению, казенному предприятию (за исключением государственных академий наук, созданных такими академиями наук и (или) подведомственных им учреждений), при его ненадлежащем использовании (постановление от 18 сентября 2013 г. N 821).

Квота на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу в Санкт-Петербурге увеличена на одну с небольшим тысячу и составляет в этом году 156 515 разрешений (приказ Минтруда России от 3 сентября 2013 г. N 426н).

Утверждена форма свидетельства о признании иностранного образования и (или) иностранной квалификации и технические требования к нему (приказ Минобрнауки России от 22 августа 2013 г. N 975).

В Госдуму внесен законопроект, которым планируется внести изменения в федеральный закон “Об исчислении времени”, закрепив в нем, что часы на территории России будут переводиться два раза в год. Иными словами, законопроект предполагает возврат к “зимнему времени”.

С 1 января 2014 года минимальный размер оплаты труда планируется повысить до 5 554 рублей в месяц. Соответствующий законопроект одобрен на заседании Правительства РФ.

Председателем Правительства РФ утверждена концепция введения нового удостоверения личности гражданина и план мероприятий по ее реализации. Паспорт нового образца (пластиковая карта с электронным носителем информации) начнет выдаваться уже с 2015 года, а к 2030-му полностью заменит бумажный паспорт. Новый паспорт будет выдаваться гражданину уже с рождения. Ранее выданные паспорта, однако, останутся действительными. 

Если брак между родителями расторгнут, то родитель, проживающий отдельно от детей, свое участие в их содержании подтверждает фактом уплаты алиментов. Поскольку ребенок находится на обеспечении в том числе и родителя, не проживающего с ним, этот родитель также имеет право на стандартный налоговый вычет по НДФЛ (письмо ФНС России от 17 сентября 2013 г. № БС-4-11/16736@).

Правительство РФ утвердило новый перечень иностранных образовательных организаций, которые выдают документы об образовании и (или) квалификации, признаваемых в России (распоряжение от 19 сентября 2013 г. № 1694-р).


Яндекс цитирования