5 мая 2006 года N 221-32
ЗАКОН САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
О ЖИЛИЩНОЙ ПОЛИТИКЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Принят Законодательным Собранием Санкт-Петербурга
26 апреля 2006 года
Настоящий Закон Санкт-Петербурга устанавливает основные начала правового регулирования жилищных отношений в Санкт-Петербурге (далее – жилищные отношения) и общие принципы реализации гражданами, проживающими в Санкт-Петербурге, конституционного права на жилище.
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Цели жилищной политики Санкт-Петербурга
Целями жилищной политики Санкт-Петербурга являются:
создание социально-экономических, правовых и организационно-технических условий для реализации жилищных прав граждан;
обеспечение социальных гарантий в области жилищных прав граждан;
развитие системы содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
создание отвечающей современным экономическим условиям системы управления жилищным фондом в Санкт-Петербурге и обеспечения граждан необходимым комплексом жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества;
обеспечение эффективной защиты прав граждан на проживание в жилых помещениях, отвечающих установленным санитарным и техническим правилам и нормам;
обеспечение сохранности жилищного фонда в Санкт-Петербурге.
Статья 2. Обеспечение условий для осуществления прав граждан на жилище
1. В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Жилищным кодексом Российской Федерации органы государственной власти Санкт-Петербурга в пределах своей компетенции создают условия для осуществления гражданами прав на жилище путем предоставления в установленном порядке жилых помещений по договорам социального найма или договорам найма жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, предоставления бюджетных средств для улучшения жилищных условий граждан, иных форм содействия в улучшении жилищных условий граждан, предусмотренных федеральным законодательством и законодательством Санкт-Петербурга, осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в Санкт-Петербурге, соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам и нормам.
2. Органы государственной власти Санкт-Петербурга создают условия для реализации прав граждан на жилище путем создания отвечающей современным экономическим условиям системы управления жилищным фондом в Санкт-Петербурге, обеспечения граждан необходимым комплексом жилищно-коммунальных услуг надлежащего качества.
3. Органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией осуществляют контроль за исполнением жилищного законодательства и защиту прав и законных интересов граждан в сфере жилищных отношений.
Статья 3. Жилищное законодательство Санкт-Петербурга
Жилищное законодательство Санкт-Петербурга состоит из настоящего Закона Санкт-Петербурга, иных законов Санкт-Петербурга, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов Губернатора Санкт-Петербурга, Правительства Санкт-Петербурга и иных исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга.
Статья 4. Компетенция органов государственной власти Санкт-Петербурга в области жилищных отношений
1. Законодательное Собрание Санкт-Петербурга:
1) определяет и устанавливает основы жилищной политики Санкт-Петербурга;
2) принимает законы Санкт-Петербурга, регулирующие жилищные отношения, в пределах компетенции субъекта Российской Федерации;
3) осуществляет в пределах своей компетенции иные полномочия в области жилищных отношений, установленные действующим законодательством.
2. Правительство Санкт-Петербурга:
1) осуществляет в пределах своих полномочий меры по реализации, обеспечению и защите жилищных прав граждан, охране объектов жилищного фонда, находящихся в собственности Санкт-Петербурга, реализации законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов Санкт-Петербурга, регламентирующих жилищные отношения;
2) издает правовые акты, регулирующие жилищные отношения, на основании и во исполнение федерального законодательства и законов Санкт-Петербурга;
3) управляет и распоряжается объектами жилищного фонда, находящимися в собственности Санкт-Петербурга, в соответствии с законами Санкт-Петербурга;
4) разрабатывает и обеспечивает выполнение целевых программ Санкт-Петербурга в жилищной сфере;
5) утверждает нормативы потребления коммунальных услуг;
6) утверждает методику определения арендной платы за жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга и возмещения расходов на содержание жилых помещений, предоставляемых по договорам безвозмездного пользования;
7) устанавливает размер платы за содержание и ремонт нежилых помещений в многоквартирном доме, если собственники помещений в многоквартирном доме не приняли на общем собрании решение об установлении размера платы за содержание и ремонт нежилых помещений;
8) принимает решение об изъятии жилых помещений для государственных нужд в связи с изъятием соответствующего земельного участка для государственных нужд;
9) принимает решение о принятии общежитий в ведение исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга;
10) осуществляет иные полномочия, отнесенные федеральным законодательством к компетенции органов государственной власти субъектов Российской Федерации, если иное не установлено законами Санкт-Петербурга.
3. Иные исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга:
1) разрабатывают проекты законов Санкт-Петербурга и иных нормативных правовых актов, регулирующих жилищные отношения;
2) осуществляют в установленном порядке учет граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и учет граждан, нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий;
3) предоставляют в установленном порядке жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма;
4) оказывают в установленном порядке содействие гражданам в улучшении жилищных условий;
5) предоставляют средства бюджета Санкт-Петербурга и иные не запрещенные законом источники денежных средств для улучшения жилищных условий граждан;
6) передают жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в собственность граждан в порядке приватизации и принимают в государственную собственность Санкт-Петербурга ранее приватизированные гражданами жилые помещения;
7) осуществляют государственный учет жилищного фонда в Санкт-Петербурге;
8) осуществляют контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в Санкт-Петербурге, соответствием жилых помещений жилищного фонда в Санкт-Петербурге установленным санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства;
9) осуществляют в установленном порядке признание жилых помещений жилищного фонда в Санкт-Петербурге непригодными для проживания;
10) принимают в установленном порядке решения о переводе жилых помещений в нежилые помещения и нежилых помещений в жилые помещения;
11) согласовывают переустройство и перепланировку жилых помещений;
12) осуществляют в установленном порядке иные полномочия в области переустройства и перепланировки жилых помещений;
13) осуществляют в установленном порядке изъятие путем выкупа жилых помещений и, в случаях, предусмотренных жилищным законодательством, земельных участков, в том числе заключают соглашения о выкупной цене с собственниками жилых помещений;
14) проводят в установленном порядке открытый конкурс по отбору управляющей организации многоквартирным домом, собственниками жилых помещений в котором не определен способ управления этим домом или если принятое решение о выборе способа управления этим домом не было реализовано, а также осуществляют иные мероприятия, связанные с выбором способа управления многоквартирным домом;
15) предоставляют гражданам субсидии и компенсации на оплату жилья и коммунальных услуг;
16) осуществляют контроль за качеством и объемом предоставляемых услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, а также коммунальных услуг;
17) осуществляют защиту прав и законных интересов граждан в сфере жилищных отношений;
18) принимают в ведение общежития;
19) осуществляют в пределах своей компетенции иные полномочия в жилищной сфере, установленные действующим законодательством;
20) определяют порядок получения документа, подтверждающего принятие решения о согласовании или об отказе в согласовании переустройства и(или) перепланировки жилого помещения в соответствии с условиями и порядком переустройства и перепланировки жилых помещений.
Статья 5. Бюджетное финансирование жилищной сферы Санкт-Петербурга
1. За счет средств бюджета Санкт-Петербурга финансируются расходы, связанные:
1) с приобретением жилых помещений в собственность Санкт-Петербурга для включения их в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга;
2) с жилищным строительством (государственный заказ на строительство, реконструкция и капитальный ремонт жилых помещений), если иное не установлено действующим законодательством;
3) с предоставлением гражданам финансовой помощи для улучшения жилищных условий, в том числе в форме субсидий на приобретение и строительство жилья;
4) с изъятием путем выкупа жилых помещений и возмещением убытков, причиненных собственникам жилых помещений, таким изъятием;
5) с приобретением жилых помещений для передачи в установленном порядке в собственность граждан взамен изъятых жилых помещений в случаях, предусмотренных действующим законодательством;
6) с предоставлением гражданам субсидий и компенсаций на оплату жилья и коммунальных услуг, а также иных субсидий, предусмотренных законодательством;
7) с предоставлением субсидий товариществам собственников жилья на обеспечение эксплуатации общего имущества в многоквартирном доме, проведение текущего и капитального ремонта;
8) с предоставлением льгот в соответствии с действующим законодательством;
9) с реализацией целевых программ Санкт-Петербурга;
10) с осуществлением юридических действий по распоряжению государственным жилищным фондом Санкт-Петербурга;
11) с реализацией иных предусмотренных законодательством целей.
2. Приобретение жилых помещений для пополнения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга осуществляется исполнительными органами государственной власти Санкт-Петербурга на конкурсной основе.
Глава 2. ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ
Статья 6. Виды жилищного фонда в Санкт-Петербурге
1. Жилищный фонд в Санкт-Петербурге – совокупность всех жилых помещений, находящихся на территории Санкт-Петербурга.
2. В зависимости от формы собственности жилищный фонд в Санкт-Петербурге подразделяется на:
1) частный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, находящихся в собственности граждан и в собственности юридических лиц;
2) государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Санкт-Петербургу;
3) государственный жилищный фонд Российской Федерации и иных субъектов Российской Федерации – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности Российской Федерации (жилищный фонд Российской Федерации), и жилых помещений, принадлежащих на праве собственности субъектам Российской Федерации (жилищный фонд субъектов Российской Федерации);
4) муниципальный жилищный фонд – совокупность жилых помещений, принадлежащих на праве собственности внутригородским муниципальным образованиям Санкт-Петербурга.
Статья 7. Государственный контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в Санкт-Петербурге
Независимо от форм собственности жилищного фонда в Санкт-Петербурге уполномоченные Правительством Санкт-Петербурга исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с их компетенцией обеспечивают:
контроль за соответствием жилых помещений установленным санитарным и техническим правилам, иным требованиям законодательства;
контроль за использованием и сохранностью жилищного фонда в Санкт-Петербурге;
контроль за соблюдением установленных законодательством требований при осуществлении жилищного строительства;
контроль за качеством и объемом предоставляемых услуг по содержанию и ремонту жилых помещений, а также коммунальных услуг.
Глава 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЖИЛИЩНЫЙ ФОНД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Статья 8. Состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга
В зависимости от целей использования государственный жилищный фонд Санкт-Петербурга подразделяется на:
жилищный фонд социального использования Санкт-Петербурга;
специализированный жилищный фонд Санкт-Петербурга;
жилищный фонд коммерческого использования Санкт-Петербурга.
Статья 9. Жилищный фонд социального использования Санкт-Петербурга
1. Жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, предоставляемые гражданам по договорам социального найма, составляют жилищный фонд социального использования.
2. Предоставление и использование жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга осуществляется в порядке, установленном Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статья 10. Специализированный жилищный фонд Санкт-Петербурга
1. Жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, которые на момент вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга используются для проживания отдельных категорий граждан, составляют специализированный жилищный фонд Санкт-Петербурга.
2. К специализированному жилищному фонду Санкт-Петербурга относятся:
1) служебные жилые помещения;
2) жилые помещения в общежитиях;
3) жилые помещения маневренного фонда;
4) жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения;
5) жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан.
3. Порядок предоставления жилых помещений специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга, а также порядок и условия пользования отдельными видами специализированных жилых помещений устанавливается законом Санкт-Петербурга.
4. Жилые помещения включаются и исключаются из специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга в установленном порядке на основании решения Правительства Санкт-Петербурга или уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
Статья 11. Жилищный фонд ко ммерческого использования Санкт-Петербурга
1. Жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, которые на момент вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга используются для проживания граждан на условиях возмездного пользования, предоставлены гражданам, иным лицам во владение и(или) в пользование по договорам найма, аренды и иным договорам, составляют жилищный фонд коммерческого использования Санкт-Петербурга.
2. После вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга в жилищный фонд коммерческого использования Санкт-Петербурга могут быть включены:
жилые помещения, специально построенные (реконструированные) для этих целей за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
жилые помещения во вновь вводимых в эксплуатацию многоквартирных домах, построенных (реконструированных) за счет средств бюджета Санкт-Петербурга;
жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, освобождаемые в связи с выбытием граждан или перешедшие в собственность Санкт-Петербурга в установленном законодательством порядке;
иные жилые помещения, пригодные для указанных целей.
3. Порядок предоставления жилых помещений жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга устанавливается законами Санкт-Петербурга.
4. Жилые помещения, указанные в пункте 2 настоящей статьи, включаются и исключаются из состава жилищного фонда коммерческого использования Санкт-Петербурга в порядке, установленном Правительством Санкт-Петербурга.
Статья 12. Распоряжение жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга
1. Распоряжение жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга осуществляется путем:
предоставления гражданам по договорам социального найма;
предоставления гражданам по договорам найма и безвозмездного пользования;
бесплатной передачи в собственность гражданам занимаемых ими жилых помещений в порядке и по основаниям, предусмотренным действующим законодательством о приватизации жилых помещений;
продажи гражданам целевым назначением в порядке, предусмотренном законодательством Санкт-Петербурга;
передачи гражданам по договору мены;
передачи в собственность внутригородских муниципальных образований Санкт-Петербурга в порядке, предусмотренном законодательством Санкт-Петербурга;
передачи юридическим лицам по договорам аренды, доверительного управления, безвозмездного пользования;
продажи на конкурсах или аукционах в порядке, предусмотренном законодательством Санкт-Петербурга;
предоставления гражданам по договорам найма специализированных жилых помещений;
предоставления жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, расположенных в объектах недвижимости, для реконструкции.
2. Распоряжение жилыми помещениями государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в порядке, не предусмотренном настоящей статьей, не допускается.
Глава 4. ИЗЪЯТИЕ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ В СВЯЗИ С ИЗЪЯТИЕМ
ЗЕМЕЛЬНОГО УЧАСТКА ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД САНКТ-ПЕТЕРБУРГА
Статья 13. Принятие решения об изъятии земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга
1. Решение об изъятии земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга принимает Правительство Санкт-Петербурга:
1) в связи с признанием многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу;
2) в целях повышения эффективности использования и качества среды ранее освоенных территорий, комплексной реконструкции кварталов жилищной застройки, развития транспортной и инженерной инфраструктур;
3) в целях реализации мероприятий, предусмотренных федеральными целевыми программами и целевыми программами Санкт-Петербурга;
4) в иных случаях, установленных федеральным законом или законом Санкт-Петербурга.
2. Изъятие земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга производится в порядке, установленном действующим законодательством.
Статья 14. Гарантии жилищных прав граждан в случае изъятия жилых помещений в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных нужд Санкт-Петербурга
1. В случае изъятия жилых помещений в связи с изъятием земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, для государственных нужд Санкт-Петербурга за счет средств бюджета Санкт-Петербурга собственникам жилых помещений выплачивается выкупная цена жилого помещения, определяемая соглашением сторон в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации, либо предоставляется другое жилое помещение с зачетом его стоимости в выкупную цену по соглашению сторон.
2. В том случае если собственники жилых помещений, подлежащих изъятию в связи с изъятием земельного участка, зарегистрированные в указанных жилых помещениях, и члены их семьи состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при изъятии жилых помещений им могут предоставляться в собственность по договору мены другие жилые помещения по норме предоставления площади жилого помещения.
3. Гражданам, занимающим жилые помещения жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам социального найма, подлежащим расторжению в связи с изъятием земельного участка для государственных нужд Санкт-Петербурга, предоставляются по договорам социального найма другие благоустроенные жилые помещения, отвечающие требованиям статьи 89 Жилищного кодекса Российской Федерации, общая площадь которых не может быть меньше ранее занимаемых жилых помещений.
4. Гражданам, занимающим жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга по договорам найма специализированных жилых помещений, договорам найма, договорам безвозмездного пользования, иным договорам и не утратившим право на предоставление указанных жилых помещений в связи с изъятием земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга, предоставляются другие жилые помещения государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на условиях ранее заключенного договора.
5. Порядок взаимодействия исполнительных органов государственной власти Санкт-Петербурга при реализации положений пунктов 1-4 настоящей статьи в связи с изъятием земельного участка и жилых помещений для государственных нужд Санкт-Петербурга устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Глава 5. ОБЕСПЕЧЕНИЕ САНКТ-ПЕТЕРБУРГОМ УСЛОВИЙ
ДЛЯ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ПРАВ ГРАЖДАН НА ЖИЛИЩЕ
Статья 15. Обеспечение Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище
1. Исполнительные органы государственной власти Санкт-Петербурга в соответствии с законодательством обеспечивают условия для осуществления прав граждан на жилище путем:
предоставления жилых помещений жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга;
оказания содействия Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий граждан;
обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище иными способами.
2. Отдельные категории граждан, определенные федеральным законом или законом Санкт-Петербурга, признанные нуждающимися в жилых помещениях и состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, имеют право улучшить свои жилищные условия путем предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, а также применения на основе их согласия предусмотренных законодательством форм содействия в улучшении жилищных условий.
3. Граждане, признанные в установленном законом Санкт-Петербурга порядке нуждающимися в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий с использованием собственных средств и состоящие на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, имеют право улучшить жилищные условия с использованием предусмотренных законодательством Санкт-Петербурга форм содействия в улучшении жилищных условий, за исключением предоставления жилых помещений по договорам социального найма.
Статья 16. Планирование обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления прав граждан на жилище
1. С учетом объемов финансирования, предусмотренного бюджетом Санкт-Петербурга на очередной финансовый год, и количества свободных и дополнительно включаемых в состав государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга в целях предоставления гражданам по договорам социального найма жилых помещений, уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга ежегодно составляются перечни категорий граждан для предоставления им жилых помещений по договорам социального найма и оказания содействия в улучшении жилищных условий (отдельно по каждой из форм содействия) в очередном финансовом году.
Сводный реестр указанных списков составляет годовой жилищный план.
2. Порядок формирования годовых жилищных планов устанавливается Правительством Санкт-Петербурга.
Статья 17. Предоставление жилых помещений по договорам социального найма
1. Жилые помещения по договорам социального найма в установленном порядке предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
2. Гражданам, проживающим в жилых помещениях в общежитии и состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, при условии, что они вселены в занимаемые ими жилые помещения на установленных законом основаниях, при исключении занимаемых ими жилых помещений в общежитиях из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга и включении их в состав жилищного фонда социального использования Санкт-Петербурга в установленном порядке и при их согласии могут предоставляться другие жилые помещения по договорам социального найма.
3. Жилые помещения по договору социального найма предоставляются на основании решения уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга исходя из нормы предоставления площади жилого помещения, установленной законом Санкт-Петербурга.
4. Соотношение количества жилых помещений, предоставляемых гражданам, имеющим в соответствии с законодательством право на предоставление жилых помещений вне очереди, а также на предоставление жилых помещений на общих основаниях, ежегодно устанавливается уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга органом государственной власти Санкт-Петербурга исходя из количества граждан данных категорий в общем количестве граждан, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Статья 18. Предоставление безвозмездной субсидии на строительство или приобретение жилья
1. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, предоставляются безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья за счет средств бюджета Санкт-Петербурга.
2. Безвозмездные субсидии на строительство или приобретение жилья могут предоставляться на основании именного документа (государственного жилищного свидетельства), а также соответствующих договоров, подтверждающих право граждан на получение целевых денежных средств в форме безвозмездных субсидий за счет средств бюджета Санкт-Петербурга на улучшение жилищных условий, в том числе в рамках целевых программ Санкт-Петербурга.
3. Порядок и условия предоставления гражданам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья устанавливаются законом Санкт-Петербурга.
Статья 19. Продажа гражданам жилых помещений из состава государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга целевым назначением
1. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, иным категориям граждан, установленным законом Санкт-Петербурга, продажа жилых помещений из состава государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга может осуществляться целевым назначением по решению уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
2. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, могут быть предоставлены жилые помещения по договору купли-продажи с рассрочкой платежа.
3. Порядок и условия продажи жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга устанавливаются законом Санкт-Петербурга.
Статья 20. Целевые программы Санкт-Петербурга
1. Гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий и имеющим возможность улучшения жилищных условий с использованием собственных денежных средств, содействие Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий может оказываться в рамках целевых программ Санкт-Петербурга по основаниям, предусмотренным законами Санкт-Петербурга о соответствующих целевых программах Санкт-Петербурга.
2. В рамках целевых программ Санкт-Петербурга гражданам могут быть предоставлены:
субсидии из бюджета Санкт-Петербурга на строительство или приобретение жилья, субсидии при получении ипотечных кредитов, иные субсидии в рамках целевых программ Санкт-Петербурга;
возможность приобретения жилых помещений в рассрочку, в том числе на льготных условиях;
возможность приобретения жилых помещений с использованием ссудонакопительных схем финансирования целевых программ Санкт-Петербурга;
возможность приобретения жилых помещений с использованием иных финансовых механизмов, предусмотренных целевыми программами Санкт-Петербурга.
3. Целевые программы Санкт-Петербурга по расселению аварийных и ветхих многоквартирных домов должны содержать условия об использовании различных форм содействия в улучшении жилищных условий граждан и об использовании внебюджетных источников финансирования, в том числе средств инвесторов.
Статья 21. Расселение коммунальных квартир
1. Коммунальная квартира – квартира, состоящая из нескольких жилых помещений (комнат), принадлежащих двум и более пользователям и(или) собственникам, не являющимся членами одной семьи, на основании отдельных договоров, сделок, иных действий, предусмотренных законодательством.
2. Расселение коммунальных квартир и эффективное перераспределение жилых помещений коммунальных квартир, при которых граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях либо в качестве нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, снимаются с учета, а коммунальная квартира заселяется одной семьей, относится к приоритетным направлениям деятельности Правительства Санкт-Петербурга.
3. Освободившееся жилое помещение в коммунальной квартире предоставляется проживающим в этой квартире нанимателям и(или) собственникам по основаниям, установленным Жилищным кодексом Российской Федерации.
Статья 22. Расселение аварийных и ветхих многоквартирных домов
1. Расселение многоквартирных домов, признанных в установленном порядке аварийными и ветхими, относится к приоритетным направлениям деятельности Правительства Санкт-Пе тербурга.
2. При расселении аварийных и ветхих многоквартирных домов используются все способы обеспечения Санкт-Петербургом условий для осуществления права граждан на жилище, предусмотренные настоящим Законом Санкт-Петербурга.
Статья 23. Мена жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга
1. Договоры мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда по специальному поручению Правительства Санкт-Петербурга от имени Санкт-Петербурга заключает специализированная организация на основании решения Правительства Санкт-Петербурга или уполномоченного Правительством Санкт-Петербурга исполнительного органа государственной власти Санкт-Петербурга.
2. В случае когда в соответствии с договором мены стоимость жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга, передаваемых Санкт-Петербургом в частную собственность, превышает стоимость жилых помещений, передаваемых в собственность Санкт-Петербурга, от оплаты разницы между стоимостью подлежащих мене жилых помещений освобождаются граждане, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или на учете нуждающихся в содействии Санкт-Петербурга в улучшении жилищных условий, в случае, если общая площадь передаваемого в собственность граждан жилого помещения не превышает норму предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.
3. Порядок оформления документов при заключении договоров мены жилых помещений государственного жилищного фонда Санкт-Петербурга на жилые помещения частного жилищного фонда устанавливается уполномоченным Правительством Санкт-Петербурга исполнительным органом государственной власти Санкт-Петербурга.
Статья 24. Поддержка граждан при оплате жилых помещений и коммунальных услуг
1. Гражданам, проживающим в Санкт-Петербурге, в соответствии с законодательством Российской Федерации предоставляются субсидии на оплату жилого помещения и коммунальных услуг.
2. Размеры регионального стандарта нормативной площади жилого помещения, регионального стандарта стоимости жилищно-коммунальных услуг и регионального стандарта максимально допустимой доли расходов граждан на оплату жилого помещения и коммунальных услуг в совокупном доходе семьи устанавливаются законом Санкт-Петербурга.
3. Порядок перечисления гражданам средств субсидий на оплату жилого помещения и коммунальных услуг определяется Правительством Санкт-Петербурга.
Глава 6. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 25. Порядок вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга
1. Настоящий Закон Санкт-Петербурга вступает в силу через 10 дней после дня его официального опубликования.
2. Внести в пункт 2 статьи 1 Закона Санкт-Петербурга от 30 июня 2005 года N 407-65 “О порядке ведения учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях и предоставлении жилых помещений по договорам социального найма в Санкт-Петербурге” следующие изменение и дополнения:
1) в абзаце первом:
слово “малоимущие” исключить;
дополнить словами “, следующих категорий:”;
2) после абзаца первого дополнить абзацами:
“граждане, признанные малоимущими по основаниям, установленным статьей 2 настоящего Закона Санкт-Петербурга;
многодетные семьи, имеющие трех и более несовершеннолетних детей;
ветераны Великой Отечественной войны и ветераны боевых действий;
инвалиды и семьи, имеющие детей-инвалидов.
Реабилитированные лица, утратившие жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, члены их семей и другие родственники, проживавшие совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также дети, родившиеся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, признаются нуждающимися в жилых помещениях и принимаются на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях.”;
3) пункт 1 статьи 7 дополнить абзацем следующего содержания:
“Перечень документов, подлежащих рассмотрению при принятии на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях реабилитированных лиц, утративших жилые помещения в Санкт-Петербурге в связи с репрессиями, членов их семей и других родственников, проживавших совместно с репрессированными лицами до применения к ним репрессий, а также детей, родившихся в местах лишения свободы, ссылке, высылке, на спецпоселении, утверждается уполномоченным органом.”.
3. Со дня вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга признать утратившим силу Закон Санкт-Петербурга от 4 июля 2001 года N 572-73 “О жилищной политике Санкт-Петербурга” и Закон Санкт-Петербурга от 18 ноября 1998 года N 245-55 “Об оплате жилья и коммунальных услуг”.
4. Правительство Санкт-Петербурга вправе после вступления в силу настоящего Закона Санкт-Петербурга установить порядок и условия предоставления гражданам безвозмездных субсидий на строительство или приобретение жилья, действующие до принятия закона Санкт-Петербурга, определяющего порядок и условия предоставления гражданам безвозмездных субсидий для приобретения или строительства жилых помещений.
5. Дополнить статью 3 Закона Санкт-Петербурга от 15 марта 2006 года N 100-15 “О специализированном жилищном фонде Санкт-Петербурга” пунктом 5 следующего содержания:
“5. Исключение жилых помещений в общежитиях из состава специализированного жилищного фонда Санкт-Петербурга без соблюдения требований, предусмотренных абзацем первым пункта 4 настоящей статьи, допускается по решению Правительства Санкт-Петербурга в целях реализации целевых программ Санкт-Петербурга.”.
Губернатор Санкт-Петербурга
В.И.Матвиенко
Санкт-Петербург
5 мая 2006 года
N 221-32