Проект ФЗ «Об иммиграционном контроле в РФ»

Проект

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

 ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

 Об иммиграционном контроле в Российской Федерации

 

Глава 1. Общие положения

 

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

 

 Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, возникающие при осуществлении органами иммиграционного контроля деятельности, направленной на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере миграции, а также определяет перечень прав и обязанностей должностных лиц органа иммиграционного контроля.

 

Статья 2. Правовая основа иммиграционного контроля

 

  1. Правовую основу иммиграционного контроля  составляет Конституция Российской Федерации, общепризнанные принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, федеральные конституционные законы, настоящий Федеральный закон и другие федеральные законы.
  2. Другие федеральные законы применяются к отношениям, связанным с осуществлением иммиграционного контроля, в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

 

Статья 3. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

 

В целях настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

1)                    иммиграционный контроль – деятельность органов иммиграционного контроля, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере миграции;

2)                     органы иммиграционного контроля – федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий правоприменительные функции, функции по контролю, надзору и оказанию государственных услуг в сфере миграции   (далее – федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции) и его территориальные органы.

 

Глава 2. Принципы иммиграционного контроля

 

Статья 4. Основные принципы иммиграционного контроля

 

Деятельность органов иммиграционного контроля осуществляется на основе следующих принципов:

1) законности;

2) соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина;

3) недопустимости вмешательства в деятельность органа иммиграционного контроля;

4) беспристрастности;

5) общественного доверия и поддержки граждан;

6)  взаимодействия и сотрудничества.

 

Статья 5. Законность

 

1. Органы иммиграционного контроля осуществляют свою деятельность в точном соответствии с законом.

2. Всякое ограничение прав, свобод и законных интересов граждан, а также прав и законных интересов общественных объединений, организаций и должностных лиц допустимо только по основаниям и в порядке, которые предусмотрены федеральным законом.

3. Применение должностным лицом органа иммиграционного контроля мер государственного принуждения для выполнения обязанностей и реализации предоставленных прав допустимо только в случаях, предусмотренных федеральным законом.

4. Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции обеспечивает   контроль за законностью решений и действий должностных лиц органов иммиграционного контроля.

 

Статья 6. Соблюдение и уважение прав и свобод человека и гражданина

 

1. Органы иммиграционного контроля осуществляют свою деятельность на основе соблюдения и уважения прав и свобод человека и гражданина.

2. В случае применения к гражданину мер, ограничивающих его права и свободы, должностные лица органов иммиграционного контроля обязаны разъяснить ему причину и основания применения таких мер, а также возникающие в связи с этим права и обязанности.

3. Полученные в результате деятельности органов иммиграционного контроля сведения о частной жизни гражданина не могут предоставляться кому бы то ни было без добровольного согласия гражданина, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом.

4. Должностные лица органов  иммиграционного контроля обязаны обеспечить каждому гражданину возможность ознакомления с документами и материалами, непосредственно затрагивающими его права и свободы, если иное не установлено федеральным законом.

 

Статья 7.  Недопустимость вмешательства в деятельность органов иммиграционного контроля

 

1. Должностные лица органов иммиграционного контроля не обязаны давать какие-либо объяснения по существу находящихся в их производстве дел и материалов, за исключением случаев, предусмотренных законодательством Российской Федерации. Дела и материалы органов иммиграционного контроля, в том числе затрагивающие права и свободы человека и гражданина, предоставляются для ознакомления в случаях и порядке, которые предусмотрены законодательством Российской Федерации.

2. Данные проверок и предварительного расследования, проводимых органами иммиграционного контроля, могут быть преданы гласности лишь с разрешения должностного лица органа иммиграционного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации.

 

Статья 8. Беспристрастность

 

Органы иммиграционного контроля защищают права, свободы и законные интересы человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

 

Статья 9.  Общественное доверие и поддержка граждан

 

1.  В случае нарушения должностным лицом органа иммиграционного контроля прав и свобод граждан или прав организаций  федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции обязан в пределах своих полномочий принять меры по восстановлению нарушенных прав и свобод. 

2. Общественное мнение является одним из основных критериев официальной оценки деятельности органов иммиграционного контроля, определяемых федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

3. При федеральном органе исполнительной власти в миграции и его территориальных органах функционируют общественные советы, которые  могут оказывать содействие органам  иммиграционного контроля в сфере противодействия незаконной миграции на территории Российской Федерации.

 

Статья 10. Взаимодействие и сотрудничество

 

1. Органы иммиграционного контроля при осуществлении своей деятельности взаимодействуют с другими органами государственной власти, общественными объединениями, организациями и гражданами.

2. Взаимодействие органов иммиграционного контроля с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями осуществляется в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

 

Статья 11. Основные направления деятельности органов иммиграционного контроля

 

Основными направлениями деятельности органов иммиграционного контроля являются:

1) выявление, предупреждение, пресечение, раскрытие и предварительное расследование (в форме дознания) преступлений в рамках предоставленной компетенции, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях;

2) оперативное реагирование на сообщения о готовящихся и совершенных преступлениях в рамках предоставленной компетенции;

3) проведение мероприятий по контролю за соблюдением физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере миграции;

4) обеспечение прав и законных интересов физических и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей при осуществлении иммиграционного контроля;

5) выявление и устранение причин и условий, способствующих нарушениям законодательства Российской Федерации в сфере миграции;

6) межведомственное взаимодействие, направленное на качественное и оперативное предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции;

7) защита в пределах своей компетенции государственной и иной охраняемой законом тайны;

8) иные направления деятельности, определяемые законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

 

Глава 3. Права и обязанности органа иммиграционного контроля

 

Статья 12. Обязанности органа иммиграционного контроля

 

 К основным обязанностям органов иммиграционного контроля относятся:

1)                      предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции;

2)                     проведение мероприятий по контролю за соблюдением физическими и юридическими лицами, а также индивидуальными предпринимателями законодательства в сфере миграции;

3) прием и проведение проверки сообщений о совершенном или готовящемся преступлении, принятие решения по результатам проверки сообщения о преступлении;

4) выполнение неотложных следственных действий в рамках полномочий, предоставленных уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

5) предварительное расследование преступлений (в форме дознания), а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях, которые отнесены законодательством Российской Федерации соответственно к подследственности либо к компетенции органа иммиграционного контроля;

6) мониторинг, прогнозирование, анализ и оценка эффективности мер, направленных на противодействие незаконной миграции;

7) проведение регистрации, аудиозаписи, фото- и видеосъемки, дактилоскопирования лиц, задержанных по подозрению в совершении преступления, заключенных под стражу, обвиняемых в совершении преступления, иных задержанных лиц, а также других лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации;

8) взаимодействие и информационный обмен с другими правоохранительными органами в области противодействия незаконной миграции, представление интересов Российской Федерации в международных организациях по вопросам противодействия незаконной миграции;

9) организация защиты сведений, составляющих государственную и иную охраняемую законом тайну;

10) предоставление гражданам, общественным объединениям в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, достоверной информации о деятельности органа иммиграционного контроля;

11) иные обязанности, установленные законодательством Российской Федерации и нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Статья 13. Права органов иммиграционного контроля

 

1. Должностные лица органов иммиграционного контроля при осуществлении полномочий, возложенных на него законодательством Российской Федерации, вправе:

1) проверять документы, удостоверяющие личность граждан, если имеются данные, дающие основания подозревать их в совершении преступления или полагать, что они находятся в розыске, либо если имеется повод к возбуждению в отношении этих граждан дела об административном правонарушении, а равно если имеются основания для их задержания в случаях, предусмотренных федеральным законом; проверять у граждан, должностных лиц и организаций разрешения (лицензии) и иные документы на совершение определенных действий или на осуществление определенного вида деятельности, контроль (надзор) за которыми возложен на орган иммиграционного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения посещать в связи с расследуемыми уголовными делами и находящимися в производстве делами об административных правонарушениях, а также в связи с проверкой зарегистрированных в установленном порядке заявлений и сообщений о преступлениях, разрешение которых отнесено к компетенции органа иммиграционного контроля, государственные и муниципальные органы, общественные объединения и организации, знакомиться с необходимыми документами и материалами, в том числе с персональными данными граждан, имеющими отношение к расследованию уголовных дел, производству по делам об административных правонарушениях, проверке заявлений и сообщений о преступлениях, об административных правонарушениях, о происшествиях;

3) доставлять иностранных граждан в специальные учреждения для содержания иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии         (далее – специальные учреждения), а в случае необходимости в суд, медицинскую организацию, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации;

4) осуществлять в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, личный досмотр граждан, досмотр находящихся при них вещей, а также досмотр их транспортных средств в целях выявления и пресечения нарушений законодательства Российской Федерации в сфере миграции;

5) останавливать транспортные средства, если это необходимо для выполнения возложенных на орган иммиграционного контроля обязанностей;

6) патрулировать населенные пункты и общественные места в целях выявления и пресечения нарушений законодательства в сфере миграции;

7) истребовать по письменному запросу уполномоченных должностных лиц органа иммиграционного контроля от организаций независимо от форм собственности предоставление необходимой документации и иных необходимых материалов;

8) объявлять розыск лиц, совершивших преступления или подозреваемых и обвиняемых в их совершении;

9) привлекать граждан с их согласия к внештатному сотрудничеству; устанавливать сотрудничество с гражданами, изъявившими желание оказывать содействие органам иммиграционного контроля;

10) привлекать народных дружинников в целях разъяснения гражданам Российской Федерации и иностранным гражданам положений миграционного законодательства, а также для участия в выявлении лиц, нарушающих законодательство в сфере миграции, в работе по профилактике правонарушений.

11) выдавать в соответствии с законодательством Российской Федерации предписания юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям об устранении выявленных нарушений с указанием срока их устранения;

12) аннулировать в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, разрешения (лицензии), выдача которых отнесена к компетенции органов иммиграционного контроля;

13) изымать разрешения (лицензии) и иные документы в случаях выявления признаков их фальсификации, а также в случаях их аннулирования в установленном порядке;

14) осуществлять полномочия, предусмотренные законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

15) производить неотложные следственные и иные процессуальные действия, предусмотренные уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

16) беспрепятственно и безвозмездно пользоваться в служебных целях средствами связи, информационными системами, видео- и аудиотехникой, кино- и фотоаппаратурой, а также другими техническими и специальными средствами, принадлежащими государственным предприятиям и организациям, а в случаях, не терпящих отлагательства, принадлежащими негосударственным предприятиям и организациям, а также общественным объединениям и гражданам;

17) в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, вызывать граждан и должностных лиц, а также получать необходимые объяснения, справки, документы (их копии);

18) подвергать приводу в органы иммиграционного контроля граждан и должностных лиц, уклоняющихся без уважительных причин от явки по вызову;

19) доставлять иностранных граждан в помещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или подразделений органов внутренних дел (полиции) в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, а также в случаях, установленных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

20) принимать решение о нежелательности пребывания (проживания) иностранных гражданин или лиц без гражданства в Российской Федерации при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

21) принимать решение о неразрешении въезда иностранных гражданин или лиц без гражданства при наличии оснований, предусмотренных Федеральным законом «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию»;

22)  осуществлять депортацию иностранных граждан и лиц без гражданства в порядке, установленном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

23) передавать и принимать иностранных граждан и лиц без гражданства в соответствии с международными договорами о реадмиссии в порядке, установленном Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»;

24)  использовать информационные системы, видео- и аудиотехнику, кино- и фотоаппаратуру, специальные и иные технические средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде;

25) применять физическую силу, специальные средства, а также огнестрельное оружие в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

26) реализовывать иные права, предоставленные органам иммиграционного контроля законодательством Российской Федерации.

 

Статья 14. Обязательность исполнения требований должностных лиц органа

иммиграционного контроля

 

1. Законные требования должностных лиц органа иммиграционного контроля, связанные с исполнением ими служебных обязанностей, обязательны для исполнения всеми государственными органами и органами местного самоуправления, организациями, должностными лицами и физическими лицами.

2. Орган иммиграционного контроля при выполнении возложенных на них обязанностей может использовать возможности государственных органов и органов местного самоуправления, общественных объединений и организаций в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

3. Государственные органы и органы местного самоуправления, общественные объединения, организации и должностные лица обязаны оказывать содействие органу иммиграционного контроля при выполнении возложенных на него обязанностей.

 

Статья 15. Гарантии правовой защиты должностного лица органа иммиграционного контроля

 

1. Должностное лицо органа иммиграционного контроля, выполняя обязанности, возложенные на орган иммиграционного контроля, и реализуя права, предоставленные органу иммиграционного контроля, выступает в качестве представителя государственной власти и находится под защитой государства.

2. Воспрепятствование выполнению должностным лицом органа иммиграционного контроля служебных обязанностей, оскорбление должностного лица органа иммиграционного контроля, оказание ему сопротивления, насилие или угроза применения насилия по отношению к должностному лицу органа иммиграционного контроля в связи с выполнением им служебных обязанностей либо невыполнение законных требований должностного лица органа  иммиграционного контроля влекут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.

3. При исполнении должностным лицом служебных обязанностей не допускаются его привод, задержание, личный досмотр и досмотр его вещей, а также досмотр личного и используемого им транспорта без официального представителя органа иммиграционного контроля или решения суда.

4. Государственная защита жизни и здоровья, чести и достоинства должностного лица органа иммиграционного контроля и членов его семьи, а также имущества, принадлежащего ему и членам его семьи, от преступных посягательств в связи с выполнением должностных обязанностей осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

 

 

 

Статья 16. Взаимодействие органов иммиграционного контроля с другими государственными органами

 

1. Органы иммиграционного контроля осуществляют свои полномочия  самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.

2. Органы иммиграционного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами вправе допускать выполнение под своим контролем отдельных действий, относящихся к их компетенции, другими государственными органами. В отдельных случаях законодательством Российской Федерации исполнение отдельных функций, отнесенных в соответствии с настоящим Федеральным законом к компетенции органов иммиграционного контроля, может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти.

3. При выявлении органами иммиграционного контроля признаков преступлений и (или) административных правонарушений, производство по делам о которых отнесено в соответствии с законодательством Российской Федерации к компетенции других государственных органов, органы иммиграционного контроля обязаны незамедлительно передать информацию об этом соответствующим государственным органам.

 

Статья 17. Ведомственный контроль деятельности органов иммиграционного контроля

 

1. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами, вышестоящий орган иммиграционного контроля или вышестоящее должностное лицо органа иммиграционного контроля в любое время в порядке ведомственного контроля вправе отменить или изменить не соответствующее требованиям законодательства Российской Федерации  решение нижестоящего органа иммиграционного контроля или нижестоящего должностного лица органа иммиграционного контроля, а также принять любые предусмотренные законодательством Российской Федерации меры в отношении неправомерных действий (бездействия) нижестоящих органов иммиграционного контроля или нижестоящих должностных лиц органов иммиграционного контроля.

2.  В случае, если после отмены (изменения) в порядке ведомственного контроля решения нижестоящего органа  иммиграционного контроля или нижестоящего должностного лица органа  иммиграционного контроля требуется принятие нового решения, такое решение принимается уполномоченным органом иммиграционного контроля в соответствии с законодательством Российской Федерации в сфере миграции в сроки, установленные для проведения иммиграционного контроля.

 

Статья 18. Ответственность органов иммиграционного контроля и их должностных лиц

 

1. За неправомерные решения, действия (бездействие) должностные лица органов иммиграционного контроля несут дисциплинарную, административную, уголовную и гражданско-правовую ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

2. Вред, причиненный лицам и их имуществу вследствие неправомерных решений, действий (бездействия) должностных лиц органов иммиграционного контроля при исполнении ими служебных обязанностей, подлежит возмещению в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Вред, причиненный лицам правомерными действиями органов иммиграционного контроля  и их должностных лиц, возмещению не подлежит, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

 

Глава 4. Применение органами иммиграционного контроля отдельных мер государственного принуждения

 

Статья 19. Задержание

 

1. Должностное лицо органа иммиграционного контроля в случаях, установленных законодательством Российской Федерации, имеет право задерживать:

1) лиц, подозреваемых в совершении преступления, а также лиц, в отношении которых избрана мера пресечения в виде заключения под стражу, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;

2) лиц, в отношении которых ведется производство по делам об административных правонарушениях, – по основаниям, в порядке и на срок, которые предусмотрены законодательством об административных правонарушениях;

3) иностранных граждан и лиц без гражданства, если имеются основания полагать, что указанные лица незаконно находятся на территории Российской Федерации, а также при отсутствии у указанных лиц документов, удостоверяющих личность;

2.  Срок задержания исчисляется с момента фактического ограничения свободы передвижения лица. Срок административного задержания исчисляется в соответствии с законодательством об административных правонарушениях.

3. Задержанное лицо вправе пользоваться в соответствии с федеральным законом услугами адвоката (защитника) и переводчика с момента задержания.

4. Задержанные лица, находящиеся при них вещи и документы, а также их транспортные средства подвергаются досмотру в порядке, установленном законодательством об административных правонарушениях, если иной порядок не установлен федеральным законом.

5. Задержанное лицо в кратчайший срок, но не позднее трех часов с момента задержания, если иное не установлено уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации, имеет право на один телефонный разговор в целях уведомления близких родственников или близких лиц о своем задержании и месте нахождения. Такое уведомление по просьбе задержанного лица может сделать должностное лицо органа иммиграционного контроля.

6. О задержании составляется протокол, в котором указываются дата, время и место его составления, должность, фамилия и инициалы должностного лица органа иммиграционного контроля, составившего протокол, сведения о задержанном лице, дата, время, место, основания и мотивы задержания, а также факт уведомления близких родственников или близких лиц задержанного лица.

7. Протокол о задержании подписывается составившим его должностным лицом органа иммиграционного контроля и задержанным лицом. В случае, если задержанное лицо отказывается подписать протокол, в протоколе о задержании делается соответствующая запись. Копия протокола вручается задержанному лицу.

8. Задержанные лица содержатся в специально отведенных для этого помещениях территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо в территориальных органах или подразделениях органов внутренних дел (полиции) под охраной в условиях, исключающих угрозу их жизни и здоровью. Условия содержания, нормы питания и порядок медицинского обслуживания задержанных лиц определяются Правительством Российской Федерации. Задержанные лица перед водворением в специально отведенные для этого помещения и после окончания срока задержания подвергаются осмотру, результаты которого заносятся в протокол о задержании.

 

Статья 20. Доставление

 

  1. Должностные лица органов иммиграционного контроля имеют право доставлять, то есть осуществлять принудительное препровождение:

 1)   иностранных граждан в помещения территориальных органов федерального органа исполнительной власти в сфере миграции или подразделений органов внутренних дел (полиции) в случаях, установленных пунктом 3 статьи 27 настоящего Федерального закона, а также в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях;

2)                   иностранных граждан, подлежащих депортации или реадмиссии, в специальные учреждения, а в случае необходимости в суд, медицинскую организацию, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации.

  1. Доставление иностранных граждан, указанных в подпункте 2 пункта 2 настоящей статьи, в случае необходимости их дополнительного сопровождения может осуществляться органами иммиграционного контроля совместно с органами внутренних дел на основании соответствующего мотивированного запроса.

 

Глава 5. Применение должностными лицами органа иммиграционного контроля физической силы, специальных средств и оружия

 

Статья 21. Право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

 

1. Должностное лицо органа иммиграционного контроля имеет право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия лично или в составе подразделения (группы) в случаях и порядке, предусмотренных федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

2. Перечень состоящих на вооружении органов иммиграционного контроля специальных средств, огнестрельного оружия и патронов к нему, боеприпасов устанавливается Правительством Российской Федерации.

3. В состоянии необходимой обороны, в случае крайней необходимости или при задержании лица, совершившего преступление, должностное лицо органа иммиграционного контроля при отсутствии у него необходимых специальных средств или огнестрельного оружия вправе использовать любые подручные средства, а также по основаниям и в порядке, которые установлены настоящим Федеральным законом, применять иное не состоящее на вооружении органа иммиграционного контроля оружие.

4. Должностное лицо органа иммиграционного контроля, имеющее право на применение физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия, обязано проходить специальную подготовку, а также периодическую проверку на профессиональную пригодность к действиям в условиях, связанных с применением физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

5. Содержание программ специальной подготовки должностных лиц органа иммиграционного контроля определяется руководителем федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

6. Превышение должностным лицом органа иммиграционного контроля полномочий при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия влечет ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.

7. Должностное лицо органа иммиграционного контроля не несет ответственность за вред, причиненный гражданам и организациям при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, если применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия осуществлялось по основаниям и в порядке, которые установлены федеральными конституционными законами, настоящим Федеральным законом и другими федеральными законами.

 

Статья 22. Порядок применения физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия

 

1. Должностное лицо органа иммиграционного контроля перед применением физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия обязано сообщить лицам, в отношении которых предполагается применение физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, о том, что оно является должностным лицом органа иммиграционного контроля, предупредить их о своем намерении и предоставить им возможность и время для выполнения законных требований должностного лица органа иммиграционного контроля.

2. Должностное лицо органа иммиграционного контроля имеет право не предупреждать о своем намерении применить физическую силу, специальные средства или огнестрельное оружие, если промедление в их применении создает непосредственную угрозу жизни и здоровью гражданина или должностного лица органа иммиграционного контроля либо может повлечь иные тяжкие последствия.

3. Должностное лицо органа  иммиграционного контроля при применении физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия действует с учетом создавшейся обстановки, характера и степени опасности действий лиц, в отношении которых применяются физическая сила, специальные средства или огнестрельное оружие, характера и силы оказываемого ими сопротивления. При этом должностное лицо органа иммиграционного контроля обязано стремиться к минимизации любого ущерба.

4. Должностное лицо органа иммиграционного контроля обязано оказать гражданину, получившему телесные повреждения в результате применения физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия, первую помощь, а также принять меры по предоставлению ему медицинской помощи в возможно короткий срок.

5. О причинении гражданину телесных повреждений в результате применения должностным лицом органа иммиграционного контроля физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия орган  иммиграционного контроля в возможно короткий срок, но не более 24 часов уведомляет близких родственников или близких лиц гражданина.

6. О каждом случае причинения гражданину ранения либо наступления его смерти в результате применения должностным лицом органа иммиграционного контроля физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия уведомляется прокурор в течение 24 часов.

7. Должностное лицо органа иммиграционного контроля обязано по возможности сохранить без изменения место совершения преступления, административного правонарушения, место происшествия, если в результате применения им физической силы, специальных средств или огнестрельного оружия гражданину причинено ранение либо наступила его смерть.

8. О каждом случае применения физической силы, в результате которого причинен вред здоровью гражданина или причинен материальный ущерб гражданину либо организации, а также о каждом случае применения специальных средств или огнестрельного оружия должностное лицо органа иммиграционного контроля обязано сообщить непосредственному руководителю в течение 24 часов с момента их применения, представив соответствующий рапорт, а также сообщить прокурору.

 

Статья 23. Применение физической силы

 

1. Должностное лицо органа иммиграционного контроля имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять физическую силу, в том числе боевые приемы борьбы, если не силовые способы не обеспечивают выполнения возложенных на орган иммиграционного контроля обязанностей, в следующих случаях:

1) для пресечения преступлений и административных правонарушений;

2) для доставления в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо в территориальный орган или подразделение органов внутренних дел (полиции), в специальное учреждение, в суд, учреждение здравоохранения, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также к месту передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, в иное служебное помещение лиц, совершивших преступления и административные правонарушения, и задержания этих лиц;

3) для преодоления противодействия законным требованиям должностного лица органа иммиграционного контроля.

2. Должностное лицо органа иммиграционного контроля имеет право применять физическую силу во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение специальных средств или огнестрельного оружия.

 

Статья 24. Применение специальных средств

 

1. Должностное лицо органа иммиграционного контроля имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять специальные средства в следующих случаях:

1) для отражения нападения на гражданина или должностное лицо органа иммиграционного контроля;

2) для пресечения преступления или административного правонарушения;

3) для пресечения сопротивления, оказываемого должностному лицу органа  иммиграционного контроля;

4) для задержания лица, застигнутого при совершении преступления и пытающегося скрыться;

5) для задержания лица, если это лицо может оказать вооруженное сопротивление;

6) для доставления в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции либо в территориальный орган или подразделение органов внутренних дел (полиции), в специальное учреждение, в суд, учреждение здравоохранения, дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также к месту передачи иностранному государству в соответствии с международным договором о реадмиссии либо до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации, а также в целях пресечения попытки побега, в случае оказания лицом сопротивления должностному лицу органа иммиграционного контроля, причинения вреда окружающим или себе;

7) для остановки транспортного средства, водитель которого не выполнил требование должностного лица органа иммиграционного контроля об остановке;

8) для выявления лиц, совершающих или совершивших преступления или административные правонарушения;

2. Должностное лицо органа иммиграционного контроля имеет право применять специальные средства во всех случаях, когда настоящим Федеральным законом разрешено применение огнестрельного оружия.

3. Должностному лицу органа иммиграционного контроля запрещается применять специальные средства в отношении женщин с видимыми признаками беременности, лиц с явными признаками инвалидности и малолетних лиц, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения группового либо иного нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или должностного лица органа иммиграционного контроля.

 

Статья 25. Применение огнестрельного оружия

 

1. Должностное лицо органа иммиграционного контроля имеет право лично или в составе подразделения (группы) применять огнестрельное оружие в следующих случаях:

1) для защиты другого лица либо себя от посягательства, если это посягательство сопряжено с насилием, опасным для жизни или здоровья;

2) для пресечения попытки завладения огнестрельным оружием, транспортным средством органа иммиграционного контроля, специальной техникой, состоящей на обеспечении органа иммиграционного контроля;

3) для задержания лица, застигнутого при совершении деяния, содержащего признаки тяжкого или особо тяжкого преступления против жизни, здоровья или собственности, и пытающегося скрыться, если иными средствами задержать это лицо не представляется возможным;

4) для задержания лица, оказывающего вооруженное сопротивление,  а также вооруженных лиц (лица), отказывающихся выполнить законное требование о сдаче оружия;

5) отражения группового или вооруженного нападения на здания, сооружения, транспортные средства, принадлежащие органам иммиграционного контроля или используемые ими, а также для освобождения указанных объектов, транспортных средств в случае их вооруженного захвата;

6) остановки автомобильных транспортных средств путем их повреждения, если они создают реальную опасность жизни и здоровью должностных лиц органов иммиграционного контроля или не подчиняются их неоднократным требованиям остановиться после предупредительных выстрелов;

7) обезвреживания животных, угрожающих жизни и здоровью должностных лиц органов иммиграционного контроля;

8) предупреждения о намерении применить оружие, подачи сигнала тревоги или вызова помощи.

 2. Вооруженным сопротивлением и вооруженным нападением, указанными в пунктах  4 и  5  части 1 настоящей статьи, признаются сопротивление и нападение, совершаемые с использованием оружия любого вида, либо предметов, конструктивно схожих с настоящим оружием и внешне неотличимых от него, либо предметов, веществ и механизмов, при помощи которых могут быть причинены тяжкий вред здоровью или смерть.

3. Запрещается применять огнестрельное оружие с производством выстрела на поражение в отношении женщин, лиц с явными признаками инвалидности, несовершеннолетних, когда их возраст очевиден или известен должностному лицу органа иммиграционного контроля, за исключением случаев оказания указанными лицами вооруженного сопротивления, совершения вооруженного или группового нападения, угрожающего жизни и здоровью граждан или должностного лица органа иммиграционного контроля.

4. Должностное лицо органа иммиграционного контроля не имеет права применять огнестрельное оружие при значительном скоплении граждан, если в результате его применения могут пострадать случайные лица.

 

Глава 6.  Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции

 

Статья 26.  Виды федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции

 

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя:

федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации;

 федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

 

Статья 27. Федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации

 

  1. Федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется органами иммиграционного контроля в соответствии с настоящим Федеральным законом.
  2. Иностранный гражданин обязан:

1)                     заполнять при въезде в Российскую Федерацию и иметь при себе миграционную карту установленного образца с указанными в ней полными и достоверными сведениями, а также иметь при себе документы, удостоверяющие личность иностранного гражданина, признанные таковыми в Российской Федерации;

2)                     соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим пребывания (проживания) на территории Российской Федерации;

3)                     предъявить по требованию должностного лица органа иммиграционного контроля миграционную карту вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, а также иные документы, предоставляющие право на пребывание (проживание)  на территории Российской Федерации.

  1. В случае неисполнения законного требования должностного лица органа иммиграционного контроля о предъявлении документов, указанных в пункте 3 части второй настоящей статьи, в отношении иностранного гражданина могут быть приняты меры государственного принуждения, предусмотренные статьями 19 и 20 настоящего Федерального закона.
  2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляет федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации:

1) глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;

2) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц;

3) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств.

 

Статья 28. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников

 

  1. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников осуществляется органами иммиграционного контроля в форме проведения плановых (внеплановых) проверок на предмет соблюдения работодателями, заказчиками работ (услуг), привлекающими к осуществлению трудовой деятельности иностранных граждан, законодательства в сфере миграции.
  2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

 

Статья 29. Плановые (внеплановые)  проверки

 

  1. В целях осуществления государственного федерального контроля (надзора) в сфере миграции орган иммиграционного контроля в рамках своей компетенции проводит плановую и внеплановую проверки. Указанные проверки проводятся на основании распоряжений (приказов) органа иммиграционного контроля.
  2. Типовая форма распоряжения (приказа) руководителя органа иммиграционного контроля устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

 

Статья 30. Плановая проверка

 

  1. Плановые проверки проводятся на основании разрабатываемых органом иммиграционного контроля ежегодных планов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
  2. Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение одного года со дня окончания проведения последней плановой проверки.
  3. Срок проведения плановой проверки не может превышать двадцать рабочих дней.
  4. Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

 

Статья 31. Внеплановая проверка

 

  1. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом иммиграционного контроля предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган иммиграционного контроля обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;

3)  выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом иммиграционного контроля мониторинга соблюдения таких требований;

4)   наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

3.    Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки.

4 .   Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа иммиграционного контроля, проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на семь рабочих дней.

  1. О проведении внеплановой проверки в обязательном порядке уведомляется прокурор субъекта Российской Федерации.
  2. Предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки не допускается.
  3. По результатам проверки осуществляющее ее должностное лицо органа иммиграционного контроля составляет акт, копия которого вручается руководителю  юридического лица, индивидуального предпринимателя или его представителю под расписку либо направляется посредством почтовой связи с уведомлением о вручении. Типовая форма акта проверки устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.

 

Глава 7. Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц органов иммиграционного контроля

 

Статья 32. Порядок обжалования решений, действий (бездействия) должностных лиц органов иммиграционного контроля

 

1. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения направляемых в органы иммиграционного контроля жалоб на решения, действия (бездействие) органов иммиграционного контроля или их должностных лиц определяется настоящей главой с учетом сроков, установленных Федеральным законом «О правовом положении  иностранных граждан в Российской Федерации». Порядок, определенный настоящей главой, не применяется в случае обжалования постановлений органов иммиграционного контроля или их должностных лиц по делам об административных правонарушениях.

2. Решения, действия (бездействие) органов иммиграционного контроля или их должностных лиц могут быть обжалованы в органы иммиграционного контроля и (или) в суд, арбитражный суд. Подача жалобы на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица в органы иммиграционного контроля не исключает возможности одновременной или последующей подачи жалобы аналогичного содержания в суд, арбитражный суд. Жалоба на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица, поданная в органы иммиграционного контроля и в суд, арбитражный суд, рассматривается судом, арбитражным судом.

3. Порядок подачи, рассмотрения и разрешения жалоб, направляемых в суды и арбитражные суды, определяется законодательством Российской Федерации о гражданском судопроизводстве и законодательством Российской Федерации о судопроизводстве в арбитражных судах.

 

Статья 33. Порядок подачи жалобы на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица

 

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица подается в вышестоящий орган иммиграционного контроля. Жалоба на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица может быть подана как непосредственно в вышестоящий орган иммиграционного контроля, так и через орган иммиграционного контроля, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуется.

2. Орган иммиграционного контроля, на решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого подана жалоба, направляет ее в вышестоящий орган иммиграционного контроля вместе с подтверждающими материалами не позднее семи рабочих дней со дня ее поступления. В случаях, когда орган иммиграционного контроля, получивший жалобу на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица, не правомочен ее рассматривать, он обязан направить ее не позднее семи рабочих дней в орган иммиграционного контроля, который должен ее рассматривать в соответствии с настоящей статьей, с уведомлением об этом в письменной форме лица, подавшего жалобу.

3. Жалоба на решение, действие (бездействие) федерального органа исполнительной власти в сфере миграции, подается в этот орган.

 

Статья 34. Полномочия лиц при обжаловании решений, действий (бездействия) органа иммиграционного контроля или его должностного лица. Участие представителей при обжаловании решений, действий (бездействия) органа иммиграционного контроля или его должностного лица

 

1. Организации участвуют в обжаловании решений, действий (бездействия) органа иммиграционного контроля или его должностного лица через свои органы, действующие в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

2. В защиту прав и законных интересов недееспособных или не полностью дееспособных граждан при обжаловании решений, действий (бездействия) органа иммиграционного контроля или его должностного лица выступают их законные представители – родители, усыновители, опекуны или попечители, которые могут поручить совершать действия по обжалованию другому избранному ими представителю.

3. От имени ликвидируемой организации при обжаловании решений, действий (бездействия) органа иммиграционного контроля или его должностного лица выступает уполномоченный представитель ликвидационной комиссии.

4. Представителями граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и организаций при обжаловании решений, действий (бездействия) органа иммиграционного контроля или его должностного лица могут выступать адвокаты и иные оказывающие юридическую помощь лица.

5. Полномочия руководителей организаций, действующих от имени организаций в пределах полномочий, предусмотренных федеральным законом, иным нормативным правовым актом или учредительными документами, подтверждаются документами, удостоверяющими их служебное положение, а также учредительными и иными документами. Полномочия законных представителей подтверждаются документами, удостоверяющими их статус и полномочия. Полномочия адвоката удостоверяются в соответствии с федеральным законом. Полномочия других представителей должны быть определены в доверенности, выданной и оформленной в соответствии с частью 6 настоящей статьи, а в случаях, предусмотренных международным договором Российской Федерации или федеральным законом, – в ином документе.

6. Доверенность от имени организации должна быть подписана ее руководителем или иным уполномоченным на это ее учредительными документами лицом и скреплена печатью организации. Доверенность от имени гражданина может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке. Доверенность от имени индивидуального предпринимателя должна быть им подписана и скреплена его печатью или может быть удостоверена нотариально или в ином установленном федеральным законом порядке.

7. Представитель вправе совершать от имени представляемого им лица подачу и подписание жалобы на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица, если иное не предусмотрено в доверенности или ином документе. При подаче жалобы в органы иммиграционного контроля доверенность должна содержать право на обжалование решений, действий (бездействия) органа иммиграционного контроля.

 

Статья 35. Сроки подачи жалобы на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица

 

Жалоба на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица может быть подана в течение трех месяцев со дня, когда лицу стало известно или должно было стать известно о нарушении его прав, свобод или законных интересов, создании препятствий к их реализации либо о незаконном возложении на него какой-либо обязанности, если иной срок не установлен федеральным законом.

 

Статья 36. Форма и содержание жалобы на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица

 

1. Жалоба на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица подается в письменной форме и должна быть подписана лицом, чьи права, по его мнению, нарушены, или его представителем собственноручно. В случае, если жалоба подается представителем, к жалобе должны быть приложены документы, подтверждающие его полномочия. Использование аналогов собственноручной подписи для подписания жалобы не допускается.

2. Жалоба на решение, действие (бездействие) органа иммиграционного контроля или его должностного лица должна содержать:

1) наименование органа иммиграционного контроля или должность, фамилию, имя и отчество его должностного лица (если они известны), решение, действие (бездействие) которых обжалуются;

2) фамилию, имя, отчество (при его наличии) или наименование лица, подающего жалобу, его место жительства или место нахождения;

3) существо обжалуемых решения, действия (бездействия).

3. Заявитель может не представлять документы и сведения, которыми подтверждаются обстоятельства, указанные в этой жалобе. Если представление таких документов и сведений имеет существенное значение для рассмотрения указанной жалобы и эти документы отсутствуют в органе иммиграционного контроля, решение, действие (бездействие) которого или должностного лица которого обжалуются, орган иммиграционного контроля, рассматривающий указанную жалобу, вправе запросить их у лица, ее подавшего.

 

Глава 8. Заключительные и переходные положения

 

Статья 37. О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации

 

Признать утратившими силу статьи 30 и 32 Федерального закона от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации».

 

Статья 38. Вступление в силу настоящего Федерального закона

 

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2016 года.

 

 

Президент

Российской Федерации

В.ПУТИН

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 к проекту федерального закона  «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации»

 

 

Проект федерального закона  «Об иммиграционном контроле в Российской Федерации»  (далее – законопроект) разработан в рамках реализации пункта 7 Плана мероприятий по реализации в 2012-2015 годах (первый этап) Концепции государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденного распоряжением Правительства Российской Федерации  от 21 августа 2012 г. № 1502-р.

Одной из основных задач государственной миграционной политики, предусмотренной  Концепцией государственной миграционной политики Российской Федерации на период до 2025 года, является противодействие незаконной миграции, а одним из направлений государственной миграционной политики Российской Федерации в области противодействия незаконной миграции – совершенствование правовой базы противодействия незаконной миграции, создание и совершенствование системы иммиграционного контроля путем закрепления данного понятия в системе нормативных правовых актов Российской Федерации, определения компетентных органов и перечня соответствующих полномочий.

Необходимость совершенствования методов противодействия незаконной миграции отражена также в Концепции общественной безопасности, утвержденной 14 ноября 2013 г.  Президентом Российской Федерации, в которой говорится об увеличении преступности за счет незаконных мигрантов.

Законопроект направлен на обеспечение комплексности содержащегося в различных законодательных и иных нормативных правовых актах Российской Федерации нормативного регулирования деятельности органов в сфере иммиграционного контроля.

Основными задачами законопроекта являются объединение и систематизация действующих норм с позиции актуальности их содержания, изложение нормативных предписаний стройно и внутренне согласованно, обеспечение максимальной полноты регулирования рассматриваемой сферы отношений.

Назначение иммиграционного контроля требует определения комплекса мер, направленных на предупреждение, выявление и пресечение нарушений законодательства в сфере миграции.

Учитывая, что такая деятельность государственных органов может осуществляться только в режиме ограничения прав граждан и организаций, ее регулирование должно исчерпывающим образом регулироваться на уровне законодательного акта Российской Федерации.

Законопроект состоит из 8 глав.

В главе 1 «Общие положения» определены предмет регулирования законопроекта, правовая основа иммиграционного контроля и основные понятия, используемые в тексте законопроекта.

Предмет регулирования законопроекта (статья 1) предусматривает отграничение деятельности по осуществлению иммиграционного контроля от иных контрольно-надзорных функций в сфере миграции.

Правовая основа иммиграционного контроля (статья 2) охватывает Конституцию Российской Федерации, общепризнанные принципы международного права, международные договоры Российской Федерации, конституционные законы, федеральные законы.

При этом декларируется приоритет законопроекта в регулировании отношений, связанных с осуществлением иммиграционного контроля, над положениями иных федеральных законов.

Основные понятия – иммиграционный контроль и органы иммиграционного контроля отражают специфику регулируемой деятельности.

В главе 2  «Принципы иммиграционного контроля»  закреплены основные принципы иммиграционного контроля, а также основные направления деятельности органов иммиграционного контроля.

Принципами иммиграционного контроля отражают основные идеи, руководящие положения, определяющие содержание и направления правового регулирования в сфере иммиграционного контроля.

Каждый из принципов иммиграционного контроля раскрывается в рамках отдельной статьи.

Основные направления деятельности органов иммиграционного контроля детализируют предмет иммиграционного контроля.

Глава 3 «Права и обязанности органа иммиграционного контроля» законопроекта посвящена установлению перечня прав и обязанностей органов иммиграционного контроля.

Права органов иммиграционного контроля обеспечиваются обязательностью исполнения законных требований должностных лиц органа иммиграционного контроля, гарантией правовой защиты должностных лиц органа иммиграционного контроля.

Органы иммиграционного контроля осуществляют свои полномочия  самостоятельно и во взаимодействии с иными государственными органами.

Качественное исполнение должностными лицами органа иммиграционного контроля обеспечивается мерами ведомственного контроля деятельности органов иммиграционного контроля и определением мер ответственности должностных лиц органа иммиграционного контроля за неправомерные решения, действия (бездействие).

Глава 4 законопроекта  «Применение органами иммиграционного контроля отдельных мер государственного принуждения»  регламентирует порядок применения должностными лицами органов иммиграционного контроля таких мер государственного принуждения как задержание и доставление применительно к мероприятиям иммиграционного контроля.

Глава 5 законопроекта «Применение должностными лицами органа иммиграционного контроля физической силы, специальных средств и оружия» устанавливаются основания и порядок применения должностными лицами органа иммиграционного контроля физической силы, специальных средств и огнестрельного оружия.

Необходимость наделения должностных лиц органа иммиграционного контроля правом применения физической силы, специальных средств и оружия обусловлена необходимостью обеспечения безопасности указанных должностных лиц при возникновении угроз их жизни и здоровью в ходе мероприятий по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений законодательства в сфере миграции.

Возможность применения физической силы, специальных средств и оружия является одной из государственных гарантий должностным лицам органа иммиграционного контроля на беспрепятственное исполнение своих должностных обязанностей.

Главой 6 законопроекта «Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции» предлагается установить направления контрольной деятельности, особенности проведения проверочных мероприятий органами иммиграционного контроля, основания и сроки их проведения.

Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя:

федеральный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации;

федеральный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

Законопроектом предусматриваются обязанности иностранных граждан при проведении в отношении них контроля (надзора) за их пребыванием и проживанием в Российской Федерации, а также особенности контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников, проводимого в соответствии с Федеральным законом от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ                     «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля».

Глава 7 законопроекта «Обжалование решений, действий (бездействия) должностных лиц органов иммиграционного контроля» устанавливает порядок обжалования действий (бездействия) должностных лиц органов иммиграционного контроля в вышестоящие органы и суд, с учетом регулирования судопроизводства в Российской Федерации.

В главе 8 «Заключительные и переходные положения» законопроекта предлагается признать утратившими силу отдельные положения Федерального закона  от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», регламентирующих порядок осуществления государственного федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, поскольку данные правоотношения будут урегулированы нормами законопроекта.

В случае принятия законопроекта существующая система иммиграционного контроля получит более качественное нормативное регулирование,  позволяющая принимать более результативные меры реагирования для выявления и пресечения административных правонарушений и преступлений в сфере миграции.


Яндекс цитирования