В прошлом выпуске нашей рассылки мы уже обращались к вопросу о личной сдаче документов для госрегистрации юридических лиц. Своим решением от 1 августа 2006 г. N ГКПИ06-735 Верховный Суд запретил налоговикам требовать личного присутствия директора или учредителя фирмы при ее регистрации или изменении учредительных документов.
В ответ Правительство все же подало жалобу в кассационную коллегию Верховного суда (ВС), оспорив его решение от 1 августа.
Личный визит директора стал обязательным после того, как 1 января 2006 г . 46-я московская межрайонная инспекция (а также межрайонная ИФНС №15 по Санкт-Петербургу) утвердила новые правила приема документов. В коридорах инспекции можно было увидеть людей, управляющих компаниями с миллиардными оборотами. По словам сотрудников юридических фирм, визита можно было избежать за деньги (до $2000). Налоговики уверяли, что приезжать к ним необязательно — достаточно отправить документы по почте или оставить их в специальных контейнерах в инспекции. Но в этом случае зарегистрированные документы инспекция направляла по юрадресу фирмы, который часто не совпадает с фактическим. Сроки затягивались, документы терялись, а главное — неизвестно, какой результат мог быть получен.
Налоговики ссылались на постановление правительства от 19 июня 2002 г., по которому документы подаются “непосредственно заявителем”, т. е. главой или учредителем компании, либо по почте. Московский арбитражный суд признал такую процедуру противоречащей закону “О госрегистрации юрлиц”, но налоговики все равно не желали отменять свои правила. Тогда последовало обращение в Верховный суд с заявлением о признании незаконными норм правительственного постановления. В заявлении говорилось, что Белый дом установил требования, не предусмотренные законом. Представители правительства пытались убедить судей, что постановление не запрещает сдавать документы по доверенности, а все проблемы объясняются неправильным применением документа “отдельными должностными лицами”. Но ВС признал, что чиновники неправы.
Правительство не смирилось с поражением. Рассмотрение его жалобы в кассационной коллегии запланировано на 28 сентября. Между тем текст правительственного иска удивил юристов. Там говорится, что постановление соответствовало старой редакции закона и применять его нужно с учетом письма Федеральной налоговой службы от 1 февраля 2005 г ., в котором предусмотрена “возможность представления документов любым физлицом”. Такая формулировка только подтверждает правильность решения ВС.
Тем временем 46-я инспекция применяет решение ВС со скрипом. Там открылись два окна, которые принимают документы по доверенности, но после регистрации все равно возвращают их по почте. “Регистрация юрлиц и изменений в учредительные документы по доверенности пока не производится”, — признает руководитель пресс-службы УФНС Москвы Мария Правдина. По ее словам, в ближайшие дни будет подготовлен регламент действий сотрудников в тех ситуациях, когда документы сдает доверенное лицо, а не заявитель.
Образцы документов для регистрации юрлиц и пбоюл можно получить здесь.
* * *
Однако есть мнение…
…что этот очередной передел-беспредел ни что иное, как война чиновников, но как это касается моей персоны, подумаете Вы?
Но…
Не спешите радоваться. Каким бы решением не озаботились властные структуры, а в коридорах придется сидеть именно Вам, так что не обольщайтесь. Правда, есть один способ подстраховаться и всего этого избежать, причем показав выразительную фигу с маслом всему госаппарату и иже с ним, но для этого придется совершить кое-какие боевые пляски уже сейчас.
Итак, что мы имеем?
Регистрация юрлица, индивидуального предпринимателя или внесение изменений в учредительные документы – головняк еще тот, способный выбить из колеи недели на две (душные помещения и гнусные, многочасовые очереди – это только вершина айсберга). Независимо от принятого ВС решения уже сейчас есть два пути решения этой проблемы.
Первый путь – массовый, что не значит разумный: все делаем сами, причем когда жаренный петух клюнет… Подразумевает обязательные повышенные расходы на исправление собственных глупых ошибок, повторную оплату госпошлин за регистрацию, нервотрепку в очередях и, как следствие, выключение из нормальной жизни на 1-2 недели, а то и больше – тут кому как повезет.
Путь второй – правильный, но только для тех, кто привык уважать себя, ценить свое время и при этом еще не прочь сэкономить реальных, живых денег. Подразумевает всего один бесплатный звонок по телефону горячей линии: +7 (812) 642-21-22, где Вы узнаете все то, что нужно именно Вам, и затем всего одна поездка в офис, где Вас уже будут ждать, включая нотариуса. Все это приведет к быстрому и легкому решению Вашей проблемы, сохранению привычного ритма жизни и получению истинного удовольствия от беспомощности чиновников, которым никогда не одолеть таких умных и сообразительных людей, как Вы…
Рядовое мнение
* * *
Мнение авторов комментариев может не совпадать с мнением авторов рассылки